Защита гранта с РИП

Автор: Дьячков В.В.

Дата: 2015-06-17

Отдел инновационного развития
Министерства образования
Республики Саха (Якутия)
Тен Е.Б.

ЗАЯВКА

Прошу включить МОУ «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» РС(Я) в список претендентов школ с культурно-образовательными инициативами на получение гранта Главы РС(Я) с «Республиканской инновационной площадкой».

Общая информация

Нaзвание ОУ (по уставу)Муниципальное общеобразовательное учреждение «Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхнеколымский улус(район)» Республики Саха(Якутия)
Тип(городское, сельское, поселковое)Сельская школа в местах компактного проживания малочисленных народов Севера в субарктической зоне Крайнего Севера;
Организационно- правовая формаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение;
УчредительАдиминистрация муниципального района «Верхнеколымский улус(район)»Республики Саха(Якутия);
ФИО руководителя ОУСлепцов Василий Васильевич
Сколько времени существует ОУГод официального основания 1924 год(90лет);
Всего учителей в школе22
Средний возраст35
Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу22
Всего учащихся50 из них 1ступень-22 , 2ступень-17 , 3ступень- 11 ;
Индекс678772
Юридический адресС.Усун-Кюель Верхнеколымского улуса(района) Республики Саха Якутия) Российской Федерации;
Телефон8-411-55-25-009
Факс8-411-55-25-009
Электронная почтаasaosh@yandex.ru, asaosh@inbox.ru
Адрес сайта в Интернетеhttp://asaoshn.ru

Проект агрошколы на базе сельской общеобразовательной средней школы понимается как программа развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проект агрошколы есть концепция научной профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника. Программа школы предполагает переход на более высокий уровень культуры жизнедеятельности школы и образовательных процессов в школе.

- Решением экспертной комиссии Союза агропрофилированных школ РС(Я) от 14 марта 2008г школе присвоен статус « Средняя агропрофилированная общеобразовательная школа » .

- На основании приказа №01-16/2097 от 27 мая 2014 г. МБОУ АСАОШ вошла в рейтинг участников очного конкурсного отбора общеобразовательных организаций агротехнологического профиля для дополнительного финансирования в рамках реализации государственной программы РС(Я) “Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 г.г.”

- «О республиканских экспериментальных площадках» МБОУ АСАОШ присвоен статус кандидата на РИП. Приказ МО РС(Я) от 09.04. 2013 года №01-16/998.;

- Перенести отчет и новые проекты на следующий год в связи с доработкой и по техническим причинам. Министерство образованияРеспублики Саха (Якутия)Саха Өрөспүүбүлүкэтин үөрэ5ин Министиэристибэтэ

П Р И К А З20.06.2014г.No 01-16/2252, 2015 год, Присвоен Грант Главы РС(Я) 1000000 рублей Приказ№1222, 2016 год присвоен статус РИП

1.Тема: “Аграшкола в условиях субарктической зоны Крайнего Севера на базе МБОУ АСАОШ.”

2.Основная идея проекта:

На каждом этапе образовательного пространства ведущей идеей становится воспитание самодостаточной личности , свободно владеющей основными навыками традиционных промыслов , как жизненно важного фактора. В основе общей идеи лежит идея народности : воспитание обучающихся в духе уважения и любви к своей малой Родине, ответственность за судьбу своих близких, родителей, посредством:
- создания социальной среды, как фактора формирования интереса к профессиям, востребованным в сельской местности;
Цель проекта: Развитие Агрошколы в условиях субарктической зоны Крайнего Севера на базе МБОУ АСАОШ

Задачи проекта:

- повышение качества образования и эффективности деятельности школы с целью создания нового образовательного процесса в рамках ФГОС;
- привлечения обучающихся к трудовой деятельности во внеурочное время при новых социально-экономических условиях рыночных отношений;
- создание условий для организации созидательной, научно-практической деятельности школьников;
- организация сотрудничества со средне-специальными и высшими профильными учебными заведениями, создание условий для непрерывного профессионального образования для учащихся и педагогов.
- обеспечение непрерывной , круглогодичной общественно полезной занятости обучающихся;
- совершенствование работы методического совета, направленного на развитие и отслеживание инновационной и экспериментальной работы в школе, способствующей росту профессионального мастерства педагогов.
Объект исследования: развитие личности учащихся в условиях Агрошколы

Предмет исследования: организация учебного процесса с использованием современных технологий на основе традиционных занятий предков.

Новизна: деятельность агрошколы в условиях субарктической зоны Крайнего Севера.

Принцины реализации проекта:
1. Демократичность (открытость и сотрудничество, общение и обмен идеями);
2. Добровольность (способствовать улучшению качества жизни и личному процветанию обучающихся);
3. Партнерство (взаимодествие с агрошколами и крестьянскими хозяйствами, специализированными агротехническими учебными заведениями республики)
4. Технологичность (применение разных технологий);
5. Индивидуализация обучения (каждый член коллектива продвигается в овладении знаниями своим индивидуальным темпом, достигая результатов и помогая другим).

Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный ( 2014-2015гг.)
II этап – Практический (2015-2017гг.)
III этап – Обобщающий (2017 -2018гг.)

Ожидаемые результаты:

Социальная значимость эксперимента определяется комплексом мероприятий , направленных на формирование ключевых компетенций личности ученика ,где формируется:
- Самодостаточная личность, реализующая свои способности во благо себе и близких;
- Личность , впитавшая в себя умения и навыки народных промыслов и передающая эти знания следующим поколениям;
- Возрождение традиций трудового воспитания;
- Подготовка рачительного хозяина своего подворья;
- Повышение активности социума, улучшение жизни села;
- Доказательство того, что школа это не только просветительский , но и духовно-нравственный, хозяйствующий объект на селе.

Оценка достижений, результатов и отчетность:
1. Соответсвие содержания образования стандарту;
2. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;
3. Результативность участие учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах, НПК;
4. Расширение сотрудничесвто с другими образовательными учреждениями, с учреждениями среднего и высшего профессинального образования;
5. Участие школы в конкурсах, грантах, инновационных программ и проектов.

Направление деятельности школы:
1. Растениеводство( проекты ,программы);
2. Животноводство(проект ,программа);
3. Трактороведение на базе УПБ “Бюгюйэх”(проект ,программа);
4. Охотпромысел(проект программа);
5. Народно-прикладное искусство( косторезный кружок)(проект ,программа);
6. Краеведение(музей)(проект ,программа);
7. Д/к “Сулусчаан” и Начальные классы проект, программа)

Исполнители: МБОУ “Арылахская средняя агропрофилированная общеобразовательная школа”.

Таким образом, возникла настоятельная необходимость в определении оптимального методического, научного исследования образовательного и воспитательного процесса Арылахской средней агропрофилированной общеобразовательной школы Верхнеколымского улуса с учетом природно-климатических и этнокультурных особенностей субарктической зоны, в котором были бы отражены особенности организации агротехнического профиля школьников АСАОШ.




Авторская Программа Обучения детей косторезному делу в кружке „Уhуйаан“ МОУ АСАОШ.

Автор: Учитель технологии Егоров Анатолий Викторович

Объяснительная записка.

Программа обучения для начинающих детей косторезному делу предназначена для обучающихся с 5 по 9 классы. Рассчитано на 4 года.
Необходимые знания, умения учащиеся получают при выполнении практической работы по изготовлению различных изделий. При этом учащиеся под руководством учителя осваивают технологию ручного изготовления простых изделий из кости, рогов и т.д. Технология изготовления изделий из класса в класс усложняется и постепенно переходит на освоение машинной технологии
Каждая тема не может быть изучена и закреплена практикой в отдельности, оно сочетается, группируется или изучается, формируется в комплексе с другими темами в зависимости от используемых инструментов, оборудований, приспособлений и характера выполняемого вида работ
Таким образом, все темы изучаются, отрабатываются, отшлифовываются только при изготовлении конкретного изделия. Изделие может быть очень простым и очень сложным. Сложность конструкции изделия, которая требует множества технических и технологических решений и определяет сложность или простоту и способ или прием изготовления.
Средства, которые используются для практического формирования навыков, умений (инструменты, оборудования, приспособления и материалы) усложняются из класса в класс.

При выполнении программы учитель стремится, чтобы ученик:
• Овладел профессиональными умениями;
• Был вооружен знаниями в сфере техники, технологии производства;
• Умел правильно оценить техническую ситуацию и находить выход из сложного обстоятельства;
• развивал свой талант;
• Не нарушал правил техники безопасности, не калечил себя и других.

В программе не определены отдельные изделия труда, они бы сузили возможность выбора, ограничили бы широкое поле деятельности учителя. Определения перечня изделий приоретно учителю. Оно исходит из его подготовленности, широты и глубины приобретенных профессиональных умений и знаний, место проживания. Однако программа определяет крупные темы, соответственно изучаемым умениям.
Основная цель программы – обучение основам косторезного дела, формирование художественной, материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, выявление способных детей, профессиональная ориентация учащихся.
Задачи программы – сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментами и станками, ценить и уважать труд других людей, любить родной край, национальные традиции предков.

В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса и творческих возможностей школьника. Творческое развитие происходит через знакомство с работами мастеров косторезов, посещения художественных выставок, обсуждения и сравнения выполненных работ, технологии изготовления поделок.
Работы могут выполняться, как индивидуально, так и коллективно. Кроме освоения технологических приемов, должны включатся решения задач, направленные на создание целостности изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Время и часы занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. Подход к каждому воспитаннику – индивидуальный.
Для дальнейшего развития способностей обучающихся имеется возможность посещения кружка в 10 – 11 классах.

Перечень знаний и умений формируемые у учащихся:
• Историю косторезного искусства
• Основы ручной и механической обработку кости и рогов
• Особенности отделки (полирование, отбеливание) кости и рогов
• Виды работ по кости ( рельефная, сквозная, объемная)
• Основы конструирования
• Виды якутских орнаментов и узоров
• Профессии резчика по кости

Примерный тематический план

темаКоличество часов
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс
теорияпрактикатеорияпрактикатеорияпрактикатеорияпрактикатеорияпрактика
1Введение2222222222
2Свойства кости и рогов2424241515
3Ручная обработка кости416416416416416
4Механическая обработка кости822822822822822
5полирование19191919199
6отбеливание1414141414
7Виды резьбы322322322322322
8Резьба орнаментов624624624624624
9конструирование2828282828
10Резьба по кости832832832----
11Объемная резьба------10301030

Всего: 180 часов.

ПРОГРАММА. 5 класс.

Введение - 4 часа.

Теория. (2 часа). Правила поведения в мастерской. Основное понятие о косторезном деле. Инструменты и станки, используемые при работе. Техника безопасности, пожарная безопасность. Посещение выставки достижений школьников или музея.
Практика. (2 часа). Организация труда и рабочего места. Рациональное размещение инструмента, установка и закрепление заготовок на столярном верстаке. Правила безопасности труда. Охрана окружающей среды.

Свойства кости и рогов – 6 часов. Теория. (2 часа). Используемые материалы при резьбе. Рога лося, оленя, коровы, горного барана, бивень мамонта. Их физические свойства. Твердость, пористость, крепость и т.д. Кости различных животных и птиц. Практика. (4 часа). Сбор материала. Экскурсия.

Ручная обработка костей и рогов – 20 часов.
Теория. (4 часа). Техника безопасности при работе. Нанесение размеров. Организация рабочего места..
Практика. (16 часов). Упражнения по освоению приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений.
Распиловка костей и рогов. Обработка напильником, надфилем, наждачной бумагой, шкуркой. Заготовление заготовок из кости и рогов. Изготовление простейших изделий.

Механическая обработка костей и рогов – 30 часов.
Теория. (8 часов). Техника безопасности при работе. Бормашина. Его назначение и применение. Сверлильный станок. Его назначение и применение. Электроточило. Его назначение и применение.
Практика. (22 часа). Изделия и сувениры, изготовляемые на точильном станке. Мелкие детали для женских украшений.

Полирование – 10 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемые материалы и инструменты при полировке. Мастика. Наждачные бумаги.
Практика. (9 часов). Полирование изделий в ручную.

Отбеливание – 5 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемое оборудование. Технология отбеливания. Методы отбеливания рогов.
Практика. (4 часа). Отбеливание изделий с использованием извести.

Виды резьбы – 25 часов.
Теория. (3 часа). Техника безопасности при работе. Технология выполнения рельефной резьбы. Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).
Практика. (22 часа). Подготовка заготовок к резьбе. Техника выполнения рельефной резьбы. Выполнение упражнений. Изготовление различных простейших изделий и сувениров.

Резьба орнаментов – 30 часов.
Теория. (6 часов) Техника безопасности при работе. Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Понятие о видах резьбы. (плоскорельефная, рельефная).
Практика. (24 часа). Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента. Изготовление различных простейших изделий и сувениров.

Конструирование – 10 часов.
Теория. (2 часа). Техника безопасности при работе. Клей, его назначение и применение. Исходные принципы художественного конструирования. (Единство формы и содержания.. Соответствие формы и декора свойствам разных рогов и материалов) Учет технологии изготовления изделия. Понятие о композиции.
Практика. (8 часов). Склеивание костей и рогов с различными материалами. Сборка изделий с учетом компоновки и декора.

Резьба по кости – 40 часов.
Теория. (8часов). Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Нанесение размеров на чертеже. Технологическая карта изделия. Косторезное искусство.
Практика. (32 часа). Рисунки и эскизы будущих изделий. Определение размеров исходя из материала. Работа по технологической карте. Творческая, индивидуальная работа.

ПРОГРАММА. 6 класс.

Введение - 4 часа.
Теория. (2 часа). Правила поведения в мастерской. Основное понятие о косторезном деле. Инструменты и станки, используемые при работе. Техника безопасности, пожарная безопасность.
Практика. (2 часа). Организация труда и рабочего места. Рациональное размещение инструмента, установка и закрепление заготовок на столярном верстаке. Правила безопасности труда. Охрана окружающей среды.. Посещение выставки достижений школьников или музея.

Свойства кости и рогов – 6 часов.
Теория. (2 часа). Используемые материалы при резьбе. Рога лося, оленя, коровы, горного барана, бивень мамонта. Их физические свойства. Твердость, пористость, крепость и т.д. Кости различных животных и птиц.
Практика. (4 часа). Сбор материала. Хранение. Экскурсия.

Ручная обработка костей и рогов – 20 часов.
Теория. (4 часа). Техника безопасности при работе. Нанесение размеров, технологическая карта. Организация рабочего места. Выполнение эскиза изготовляемой детали.
Практика. (16 часов). Упражнения по освоению приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений. Различные измерительные инструменты.
Распиловка костей и рогов в ручную. Сверление. Обработка напильником, надфилем, наждачной бумагой, шкуркой. Заготовление заготовок из кости и рогов. Изготовление простейших изделий.

Механическая обработка костей и рогов – 30 часов.
Теория. (8 часов). Техника безопасности при работе. Бормашина. Его назначение и применение. Сверлильный станок. Его назначение и применение. Виды сверл. Электроточило. Его назначение и применение. Виды точильных кругов.
Практика. (22 часа). Изделия и сувениры, изготовляемые на точильном станке. Мелкие детали для женских украшений. Работы с бормашиной, с различными его насадками. Простые изделия и сувениры с использованием бормашины и сверлильного станка.

Полирование – 10 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемые материалы и инструменты при полировке. Мастика. Его назначение и применение. Различие полировки разных рогов.
Практика. (9 часов). Полирование изделий в ручную, и с использованием приспособлений.

Отбеливание – 5 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемое оборудование. Технология отбеливания. Методы отбеливания рогов и костей. Технология обезжиривание кости.
Практика. (4 часа). Отбеливание изделий с использованием извести, гидропирита. Обезжиривание содой.

Виды резьбы – 25 часов.
Теория. (3 часа). Техника безопасности при работе. Технология выполнения ажурной сквозной резьбы. Способы и приемы ажурной сквозной резьбы. Особенности техники ажурной сквозной резьбы.
Практика. (22 часа). Подготовка заготовок к резьбе. Техника выполнения ажурной сквозной резьбы. Выполнение упражнений разными способами. Изготовление различных простых изделий и сувениров.

Резьба орнаментов – 30 часов.
Теория. (6 часов) Техника безопасности при работе. Понятие о видах резьбы. Якутские орнаменты используемые при резьбе. Виды зигзаговидных, елочных, сеточных орнаментов.
Практика. (24 часа). Подготовка заготовки к резьбе. Выполнение зигзаговидных, елочных, сеточных орнаментов. Изготовление различных изделий и сувениров с использованием якутского орнамента.

Конструирование – 10 часов.
Теория. (2 часа). Техника безопасности при работе. Клей, его назначение и применение. Исходные принципы художественного конструирования. (Единство формы и содержания.. Соответствие формы и декора свойствам разных рогов и материалов). Понятие о композиции.
Практика. (8 часов). Склеивание костей и рогов. Компоновка с различными материалами. Сборка изделий с учетом компоновки и декора. Женские украшения.

Резьба по кости – 40 часов.
Теория. (8часов). Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Нанесение размеров на чертеже. Технологическая карта изделия. История косторезного искусства.
Практика. (32 часа). Рисунки и эскизы будущих изделий. Определение размеров исходя из материала. Работа по технологической карте с деревом и рогом лося. Творческая, индивидуальная работа.

ПРОГРАММА. 7 класс.

Введение - 4 часа.
Теория. (2 часа). Правила поведения в мастерской. Инструменты и станки, используемые при работе. Техника безопасности, пожарная безопасность. Правила безопасности труда. Организация труда и рабочего места
Практика. (2 часа). Организация труда и рабочего места. Рациональное размещение инструмента, установка и закрепление заготовок на столярном верстаке, на тисках, специальных оборудованиях. Охрана окружающей среды.. Посещение выставки достижений школьников или музея.

Свойства кости и рогов – 6 часов.
Теория. (2 часа). Используемые материалы при резьбе. Рога лося, оленя, коровы, горного барана, бивень мамонта. Их физические свойства. Твердость, пористость, крепость и т.д. Правила хранения материала. Кости различных животных и птиц.
Практика. (4 часа). Сбор материала. Хранение. Экскурсия.

Ручная обработка костей и рогов – 20 часов.
Теория. (4 часа). Техника безопасности при работе. Нанесение размеров, технологическая карта. Организация рабочего места. Выполнение эскиза изготовляемой детали.
Практика. (16 часов). Упражнения по освоению приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений. Освоение приемов работы с резаками. Различные измерительные инструменты.
Распиловка костей и рогов в ручную. Заточка инструментов. Сверление. Обработка напильником, надфилем, наждачной бумагой, шкуркой. Заготовление заготовок из кости и рогов. Изготовление простейших изделий.

Механическая обработка костей и рогов – 30 часов.
Теория. (8 часов). Техника безопасности при работе. Бормашина. Его назначение и применение. Мелкий ремонт. Сверлильный станок. Его назначение и применение. Устройство. Виды сверл. Электроточило. Его назначение и применение. Устройство. Виды точильных кругов.
Практика. (22 часа). Изготовление пластин из рога. Изделия и сувениры, изготовляемые на точильном (наждачном) станке. Мелкие детали для женских украшений. Работы с бормашиной, с различными его насадками. Простые изделия и сувениры с использованием бормашины и сверлильного станка.

Полирование – 10 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. От шлифовки до полировки. Используемые материалы и инструменты при полировке. Мастика. Его назначение и применение. Виды мастик для полировки кости и рогов. Различие полировки разных рогов и костей.
Практика. (9 часов). Полирование изделий в ручную, и с использованием приспособлений, механизмов и станков. Полировка с мастикой.

Отбеливание – 5 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемое оборудование. Технология отбеливания. Методы отбеливания различных рогов и костей. Технология обезжиривания.
Практика. (4 часа). Отбеливание изделий из разных рогов и костей с использованием извести, гидропирита. Обезжиривание содой.

Виды резьбы – 25 часов.
Теория. (3 часа). Техника безопасности при работе. Технология выполнения скульптурной объемной резьбы. Особенности техники скульптурной объемной резьбы.
Практика. (22 часа). Подготовка заготовок к скульптурной объемной резьбе. Техника выполнения скульптурной объемной резьбы. Выполнение упражнений. Изготовление различных простейших изделий и сувениров.

Резьба орнаментов – 30 часов.
Теория. (6 часов) Техника безопасности при работе. Якутские узоры и их значение. Эскиз. Способы и методы нанесения на материал якутских узоров. Элементы резьбы.
Практика. (24 часа). Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения якутских узоров. Изготовление различных изделий и сувениров , женских украшений.

Конструирование – 10 часов.
Теория. (2 часа). Техника безопасности при работе. Принципы художественного конструирования. Единство формы и содержания. Соответствие формы и декора свойствам разных рогов и материалов. Понятие о композиции и компоновки.
Практика. (8 часов). Упражнения по компоновке изделия. Сборка и склеивание изделий с учетом компоновки и декора. Работы с кружком домоводства. Использование кожи и меха в изделиях.

Резьба по кости – 40 часов.
Теория. (8часов). Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Технологическая карта будущих изделий. История косторезного искусства Якутии.
Практика. (32 часа). Работа по технологической карте. Определение размеров изделия исходя из материала. Творческая, индивидуальная работа. Резьба по кости с использованием всех видов.

ПРОГРАММА. 8 класс.

Введение - 4 часа.
Теория. (2 часа). Правила поведения в мастерской. Инструменты и станки, используемые при работе. Техника безопасности, пожарная безопасность. Правила безопасности труда. Организация труда и рабочего места.
Практика. (2 часа). Организация труда и рабочего места. Рациональное размещение инструмента, установка и закрепление заготовок на столярном верстаке, на тисках, специальных оборудованиях. Охрана окружающей среды. Посещение выставки достижений школьников или музея. Встреча с народным умельцем.

Свойства кости и рогов – 6 часов.
Теория. (2 часа). Используемые материалы при резьбе. Рога лося, оленя, коровы, горного барана, бивень мамонта. Их свойства. Твердость, пористость, крепость и т.д. Правила хранения материала. Кости различных животных и птиц. Их свойства.
Практика. (4 часа). Сбор материала. Хранение. Экскурсия.

Ручная обработка костей и рогов – 20 часов.
Теория. (4 часа). Техника безопасности при работе. Разметка, нанесение размеров, распиловка. Организация рабочего места. Выполнение эскиза изготовляемой детали.
Практика. (16 часов). Освоения приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений и механизмов и станков. Различные приемы работы с тем или другим материалом.
Заточка инструментов. Способы заточки различных инструментов. Сверление. Обработка материала напильником, надфилем, Заготовление заготовок из кости и рогов, птиц и рыбы. Изготовление изделий.

Механическая обработка костей и рогов – 30 часов.
Теория. (8 часов). Техника безопасности при работе. Бормашина. Его назначение и применение. Уход, смазка и ремонт. Сверлильный станок. Его назначение и применение. Устройство. Уход, смазка и ремонт. Виды сверл. Электроточило. Его назначение и применение. Устройство. Уход, смазка и ремонт. Виды точильных кругов.
Практика. (22 часа). Изготовление пластин из рога. Изделия и сувениры, изготовляемые с использованием станков. Работы с бормашиной, с различными его насадками. Скульптурная объемная резьба. Заточка сверл.

Полирование – 10 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемые материалы и инструменты при полировке. Мастика меловая, мастика восковая, порошки, зола. Виды мастик для полировки кости и рогов. Различие полировки разных рогов и костей. Полировка выемок разных размеров. Полировка мелких изделий.
Практика. (9 часов). Полирование изделий в ручную, и с использованием приспособлений, механизмов и станков. Правильный выбор мастики для того или иного материала, кости или рога. Использование приспособлений для мелких полировок.

Отбеливание – 5 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемое оборудование. Технология отбеливания. Методы отбеливания различных рогов и костей. Технология обезжиривания.
Практика. (4 часа). Отбеливание изделий из разных рогов и костей с использованием извести, гидропирита. Обезжиривание содой.

Виды резьбы – 25 часов.
Теория. (3 часа). Техника безопасности при работе. Технология выполнения скульптурной объемной резьбы. Особенности техники скульптурной объемной резьбы. .Технология выполнения глубокой гравировки.
Практика. (22 часа). Подготовка заготовок к скульптурной объемной резьбе. Техника выполнения скульптурной объемной резьбы с использованием глубокой гравировки. Изготовление различных изделий и сувениров, украшений и предметов. Индивидуальная творческая работа.

Резьба орнаментов – 30 часов.
Теория. (6 часов) Техника безопасности при работе. Якутские орнаменты и узоры, и их значение. Эскизы и рисунки изделий. Способы и методы нанесения на материал якутских орнаментов узоров. Где и какие узоры, и орнаменты должны использоваться на изделиях.
Практика. (24 часа). Упражнения. Подготовка заготовки к резьбе. Шлифовка и полировка. Техника выполнения якутских орнаментов и узоров. Изготовление различных изделий и сувениров, женских украшений.

Конструирование – 10 часов.
Теория. (2 часа). Техника безопасности при работе. Принципы художественного конструирования. Единство формы и содержания. Соответствие формы и декора свойствам разных рогов и материалов. Понятие о композиции и компоновки, эстетики.
Практика. (8 часов). Упражнения по компоновке изделия. Сборка и склеивание изделий с учетом компоновки и декора, эстетики. Работы с кружком домоводства. Использование кожи и меха в изделиях, женских украшениях, в других изделиях.

Резьба по кости – 40 часов.
Теория. (8часов). Технический рисунок изделия, его эскиз и чертеж. Поиск наиболее приемлемого варианта изделия. Якутские мастера косторезы.
Практика. (32 часа). Работа по технологической карте. Определение размеров изделия исходя из материала. Творческая, индивидуальная работа. Резьба с использованием всех видов резьбы.

ПРОГРАММА. 9 класс.

Введение - 4 часа.
Теория. (2 часа). Правила поведения в мастерской. Инструменты и станки, используемые при работе. Техника безопасности, пожарная безопасность. Правила безопасности труда. Организация труда и рабочего места.
Практика. (2 часа). Организация труда и рабочего места. Рациональное размещение инструмента, установка и закрепление заготовок на столярном верстаке, на тисках, специальных оборудованиях. Охрана окружающей среды. Посещение выставки достижений школьников или музея. Встреча с народным умельцем. Знакомство с их работами.

Свойства кости и рогов – 6 часов.
Теория. (2 часа). Используемые материалы при резьбе. Рога лося, оленя, коровы, горного барана, бивень мамонта. Их свойства. Твердость, пористость, крепость и т.д. Правила хранения материала. Кости различных животных и птиц. Их свойства.
Практика. (4 часа). Сбор материала. Хранение. Экскурсия.

Ручная обработка костей и рогов – 20 часов.
Теория. (4 часа). Техника безопасности при работе. Разметка, нанесение размеров, распиловка. Организация рабочего места. Выполнение эскиза и рисунка изготовляемого изделия. Самостоятельный выбор и подготовка инструментов. Инструменты наших предков по резьбе.
Практика. (16 часов). Освоения приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений и механизмов и станков. Различные приемы и способы работы с тем или другим материалом.
Заточка инструментов. Способы заточки различных инструментов. Сверление. Обработка материала напильником, надфилем. Использование лобзика. Заготовление заготовок из кости и рогов, птиц и рыбы. Изготовление изделий.

Механическая обработка костей и рогов – 30 часов.
Теория. (8 часов). Техника безопасности при работе. Бормашина. Его назначение и применение. Уход, смазка и ремонт. Дрель электрическая. Его назначение и применение. Устройство. Уход, смазка и ремонт. Виды сверл. Заточка сверл. Электроточило. Его назначение и применение. Устройство. Уход, смазка и ремонт. Виды точильных кругов. Электролобзик. . Его назначение и применение. Устройство. Уход, смазка и ремонт.
Практика. (22 часа). Изготовление пластин из рога. Изготовление заготовок из кости различных животных. Изделия и сувениры, изготовляемые с использованием станков. Работы с бормашиной, с различными его насадками. Скульптурная объемная резьба.

Полирование – 10 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемые материалы и инструменты при полировке. Мастика меловая, мастика восковая, порошки, зола. Виды мастик для полировки кости и рогов. Различие полировки разных рогов и костей. Полировка выемок разных размеров. Технология полировки мелких изделий.
Практика. (9 часов). Полирование изделий с использованием приспособлений, механизмов и станков. Правильный выбор мастики для того или иного материала, кости или рога. Полировка мелких изделий. Использование приспособлений для полировки мелких изделий.

Отбеливание – 5 часов.
Теория. (1 час). Техника безопасности при работе. Используемое оборудование. Технология отбеливания. Методы отбеливания различных рогов и костей. Технология обезжиривания.
Практика. (4 часа). Отбеливание изделий из разных рогов и костей с использованием извести, гидропирита. Обезжиривание содой.

Виды резьбы – 25 часов.
Теория. (3 часа). Техника безопасности при работе. Технология выполнения скульптурной объемной резьбы. Особенности техники скульптурной объемной резьбы. .Технология выполнения глубокой гравировки.
Практика. (22 часа). Подготовка заготовок к скульптурной объемной резьбе. Техника выполнения скульптурной объемной резьбы с использованием глубокой гравировки. Изготовление различных изделий и сувениров, украшений и предметов. Индивидуальная творческая работа.

Резьба орнаментов – 30 часов.
Теория. (6 часов) Техника безопасности при работе. Якутские орнаменты и узоры, и их значение. Эскизы и рисунки изделий. Способы и методы нанесения на материал якутских орнаментов узоров. Где и какие узоры, и орнаменты должны использоваться на изделиях.
Практика. (24 часа). Упражнения. Подг

Просмотров: 325

Комментарии к этой заметке:

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки







Футер