Атлас млекопитающих

Автор: Бессонова Валерия

Дата: 2017-01-17


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
ХХ республиканская научная практическая конференция "Шаг в будущее - Инникигэ хардыы" им. академика В.П. Ларионова






Атлас млекопитающих Верхнеколымского района


Исследовательская работа





               Автор – Бессонова Валерия
               Геннадьевна,
               обучающаяся 9 класса
               Арылахской средней агропрофилированной
               общеобразовательной школы
               с.Усун-Кюель, Верхнеколымского улуса

               Руководитель –
               Петрова Надежда Алексеевна,
               Учитель биологии и химии
               Научный руководитель: к.п.н. доцент кафедры география ИЕН СВФУ
               Иванова С.А.



г.Якутск, 2015


Оглавление

Введение     
Глава 1. Теоретические основы составления атласов     
1.1.      Понятие об атласах     
1.2.      Биологические атласы     
Глава 2. Содержание атласа и его структура     
2.1. Модель атласа     
2.2. Содержание атласа и принципы его отбора     
Заключение.     
Список литературы.     
Приложения 1. Обложка атласа     
Приложение 2. Систематическое положение и видовое название     
Приложение 3. Текстовое описание     


Введение

Географический атлас — это собрание географических карт планеты или некоторой части планеты (обычно планеты Земля). Но также имеются атласы для других планет Солнечной системы и их спутников. [ ]
Обычно атлас представляет собой книгу, но некоторые современные атласы представлены в электронном виде. Чтобы лучше представить информацию о планете Земля или её регионах нередко в атлас включают не только физическую карту, отражающую рельеф, но и политическую, климатическую, религиозную (распространение религий в различных областях мира), различного типа социальные карты (плотность населения, средний уровень дохода, рождаемость, смертность), климатические, экономические (развитие различных отраслей промышленности), анатомические (строение животных, человека), языковых семей (народы мира) и многие разные карты.
Развитие коммуникационных технологий привело к тому, что сегодня карты могут быть перепечатаны в любом регионе мира и носят различный характер.
Животные в разных местах и имеющие разные климатические и природные зоны отличаются друг от друга.
Так мы решили создать виртуальный атлас млекопитающих Верхнеколымского района. Но прежде чем начать создание атласа мы провели в нашей школе анкетирование среди учащихся и взрослых. Так не знание разных видов животных обитающих в нашем районе послужило созданию атласа который поможет узнать виды животных, которые обитают у нас. Это и является проблемой данного исследования.
Актуальностью данного проекта является составление пособия, который упростит рассказ о животных на уроках окружающего мира и биологии. С помощью этого проекта возможно углубленное изучение животных, обитающих в нашем регионе.
Объектом нашего исследования являются млекопитающие Верхнеколымского района.
Предметом исследования – составление атласа.
Цель исследования: Составление атласа животных наиболее распространенных в Верхнеколымском районе
Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие Задачи:
1.      Изучить литературу по данной теме;
2.      Выявить уровень знаний учащихся о млекопитающих региона;
3.      Собрать сведения о часто встречаемых животных Верхнеколымского района;
4.      Описать строение, особенности млекопитающих региона;
5.      Разработать структуру атласа и способы навигации
Новизна исследования заключается в представлении атласа млекопитающих Верхнеколымского района, которое способствует повышению интереса, активности и самостоятельности на уроках окружающего мира и биологии.
Практическая значимость работы состоит в том, что оно станет методическим пособием для учителей и учащихся.
Нами были использованы описательный метод и опрос.
Свою работу мы разделили на несколько этапов.
1.      Накопление теоретического материала;
2.      Изучения строение животных, их систематику;
3.      Составление атласа.
Информационной основой исследования послужили данные о животных России, представленные в учебниках и популярных изданиях, а также информация местных охотников и старожилов.
Структура исследования. Исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, приложения, списка использованной литературы; содержит 14 стр. печатного текста.

Глава 1. Теоретические основы составления атласов


1.1.      Понятие об атласах

Атлас - это сборник географических, физических, и других карт, таблиц, специальных рисунков с краткими пояснениями к ним.
Первые атласы не носили такового имени до атласа 1595 года от Герарда Меркатора. Первой книгой, которая может быть названа атласом, является атлас, который был составлен Клавдием Птолемеем, географом из Александрии, примерно в 150 нашей эры. Первое издание было опубликовано в Болоньи в 1477 году и содержало 27 карт. Начиная с 1544 года начали издаваться многие карты, особенно в крупных торговых центрах, таких как Рим и Венеция. Каждый издатель карт выпускал их в соответствии со своими представлениями и нуждами, поэтому карты того времени сильно отличались друг от друга, в том числе и по размерам. Требовалось время, чтобы привести их в соответствие друг с другом. Хотя термин «атлас» ещё не использовался в 1544 году, данные карты называются «атлас IATO» (Italian, Assembled to Order — итальянское собрание карт) или «атласы Лафрери» по имени основного издателя карт тех времён.
20 мая 1570г. картограф Абрахам Ортелиус (1527-1598) впервые собрал воедино все знания о географии, которые существовали на тот момент, и составил первый в мире географический атлас.
Первый географический атлас состоял из 53-х карт большого формата. Для того, что бы все могли понять, что нарисовано на картах, к каждой карте прилагался очень подробный объяснительный текст.
Издание самого первого атласа носило название «Зрелище шара земного» и отображало все знания, которые имелись на тот момент относительно того, как выглядит наша земля.
Данное издание, и все последующие издания первого атласа стали своеобразной «библией» для моряков 16-17 веков, даже, несмотря на все те ошибки, которые попадались в атласе.
Так что, на вопрос «Кто составил первый атлас» ответ очевиден — Абрахам Ортелиус 20 мая 1570 года. [ ]
Виды атласов:
o      Анатомический атлас, например, атлас анатомии человека Синельникова.
o      Географический атлас — собрание географических карт.
o      Физический атлас какой-либо планеты.
o      Атлас звёздного неба.
o      Атлас народов (этнографический атлас).
o      Атлас языков (языковой атлас).
o      Виртуальный атлас — компьютерная программа, представляющая атлас в электронном виде. [2]
Так мы решили создать виртуальный атлас, но более простой в использовании. Виртуальный атлас — компьютерная программа, или онлайновый сервис, которые являются альтернативным способом представления классических атласов.
Виртуальный атлас в виде программы может уже включать в себя всю необходимую информацию, или же подгружать необходимые данные из Интернета (фотографии, спутниковые и аэрографические снимки, справочные данные и описания, географические названия и т.д.).
Виртуальный атлас в виде онлайн-сервиса реализует интерфейс с пользователем через веб-браузер. [ ]


1.2.      Биологические атласы

     Биология относится к тем немногим наукам, которые абсолютно невозможно изучать без иллюстраций. Причем на всех уровнях, то есть не только при изучении на школьном уроке, но и при серьезной исследовательской работе. Будущих биологов даже специально обучают создавать иллюстрации самостоятельно, так как рисунок (или фотография) – лучший способ передать полученное у природы знание другим. В частности, в таких областях биологии, как ботаника и зоология.
     Понятно, что большинству школьников неинтересно и трудно запоминать название того, чего они никогда не видели. Учителям же, в свою очередь, довольно сложно бывает подбирать для каждого урока подходящие картинки и приносить с собой в школу тяжеленные биологические книги. Да и не у всех есть такая возможность. А потом, как показать одну картинку классу из 30 человек? Кто-то из учеников захочет посмотреть поближе, а кто-то наверняка останется обиженным.
Поэтому сейчас на уроках да и всецелом используют атласы по биологии. Конечно, первая и самая главная ценность этих атласов – красочные иллюстрации, встреча с которыми происходит, как только вы видите обложку и берете книгу в руки. И сразу получаете представление не только о содержании атласа, но и о великолепном качестве рисунков, которые ждут внутри книги. В первую очередь они отражают все многообразие представителей растительного и животного царства живой природы, которое не в состоянии вместить обычный школьный учебник по биологии.
     Значительное место во всех атласах занимают прекрасно выполненные схематические рисунки, дающие детальное представление о строении клеток, органов и целых организмов растений и животных, а также о циклах их размножения и индивидуального развития.
В зоологических атласах много рисунков, рассказывающих о способах передвижения, особенностях питания и поведения животных, а также схем, дающих понятие об эволюции и систематике живой природы. Ко всем рисункам и схемам сделаны подробные подписи и небольшие поясняющие текстовые комментарии.


Глава 2. Содержание атласа и его структура


2.1. Модель атласа

В первую очередь мы решили сделать опрос среди учащихся нашей школы, и узнать каких животных нашего улуса они знают. И предложила им ответить на ряд вопросов. Таких как: «Каких зверей, обитающих в нашем улусе ты можешь назвать?» дети писали название животных которые обитают вблизи нашего села. На вопрос на знание их классификации они не смогли ответить. Они не знали к какому классу, типу, семейству они относятся. И из-за этого мы собрала из разных книг и интернет источников классификацию животных которые обитают в нашем регионе. Так мы начали собирать у жителей села фотографии разных животных.
И так чтобы сделать атлас который будет наиболее прост в использовании мы просмотрели ряд программ на которых можно создать данный атлас, таких как CorelDraw, Esri, Autocad, Earth view, фотошоп и другие. Данные программы требует ряд специальных драйверов, которых нет в ПК. Исходя из этого, мы остановились на наиболее простой программе Microsoft Office Power Point. Данная программа почти установлена на всех ПК с оперативной системой Windows.
Проект выполнен при помощи технических средств, таких как гиперссылки, анимации на карте млекопитающих.
Атлас состоит из нескольких разделов:
•      внешний вид
•      распространение
•      биология и поведения
•      следы
•      питание
•      размножение



Например: ЛОСЬ
Классификация

Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Млекопитающие
Отряд: Парнокопытные
Семейство: Оленевые
Род: Лоси

Внешний вид.
Лось — самый крупный из оленей (длина тела до 3 м, высота в холке до 2,5 м). Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде; у стоящего зверя холка намного выше крупа. Под горлом обычно свешивается кожный вырост — серьга. Рога взрослых самцов обычно состоят из короткого ствола и широкой лопаты с отростками. Окраска буро-черная, ноги светлые. Маленькие лосята светло-рыжие без пятен (1). Глаза ночью светятся красным светом.

Распространение.
Лось обычен почти по всей лесной зоне. Он встречается во многих лесопарках и даже на окраинах многих городов. Населяют леса, ивняки по берегам степных озер, поймы рек в лесостепи. Летом иногда выходят в тундры и степи на сотни километров от леса. В горах придерживаются широких долин и плато. В бесснежное время лося чаще всего можно увидеть на зарастающих вырубках и гарях, болотах, по берегам лесных рек и озер, зимой в лесах с густым подлеском. Из мест, где глубина снега зимой больше 70 см, лоси иногда откочевывают на зиму за сотни километров.

Биология и поведение.
Активен в любое время суток, но чаще всего пасется перед рассветом и после захода солнца, а в многолюдных местах — по ночам. Держится поодиночке или небольшими группами, зимой до 10 голов. Летом лось подвижней. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной и очищаются от кожи в августе.
Длинные ноги и широкие раздвигающиеся копыта позволяют лосям ходить по топям и снегу, но в конце зимы они почти не передвигаются. В это время они часто собираются в определенных участках леса, где протаптывают густую сеть троп. При опасности лось благодаря огромной физической силе стремительно пробивается по снегу любой глубины к ближайшей тропе и уходит по ней.

Следы.
След лося длиной около 15 см (основные копыта), а вместе с маленькими, но глубокими отпечатками дополнительных копыт — до 30 см (3). Лежка большая, прямо на снегу; у лежащего лося из-под снега видны только голова и плечи.

Питание.
Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Лось экономит силы, в конце зимы проводя на лежке до 18 часов в сутки, но все же сильно худеет к весне. Там, где лосей слишком много, они могут сильно повреждать лесные посадки (4). В жаркое время лось забирается по шею в озеро или тихую реку, где спасается от гнуса и поедает сочную водную растительность.

Размножение.
Гон начинается в конце лета, в это время утром и вечером самцы стонут — глухо и протяжно мычат, а иногда дерутся. В это время они меньше боятся людей и больше попадаются на глаза. Заканчивается гон только к ноябрю. Отел происходит поздней весной, лосихи приносят 1-2 лосят. Через неделю малыши уже ходят за матерью. Из-за длинных ног они не могут дотянуться губами до травы и сначала кормятся только ветками и листьями, а затем обучаются есть траву, ползая на коленях.
2.2. Содержание атласа и принципы его отбора
Атлас включает в себя 12 видов животных. Выбрали наиболее распространенных и знакомых животных. Таких как: Лось, Лиса, Ондатра, Росомаха, Белка, Заяц, Волк, Рысь, Горностай, Медведь, Соболь, Ласка.
Атлас включает в себя Обложку(см.приложение 1), Справочник и Список видов. Доступ к этим разделам осуществляется через гиперссылки
При нажатии знака домик возвращаешься на карту улуса, а при нажатии знака переходишь в справочник, знак выводится изображения.
Основная по объему часть Атласа — это список видов млекопитающих, где для каждого вида приведены:
1)      Систематическое положение и видовое название животного, где представлена классификация животного (см.приложение 2)
2)      Текстовое описание животного, включает следующие пункты: Внешний вид, Распространение, Биология и поведение, Следы, Питание, Размножение. (см.приложение 3)
3)      Изображение животного, включающее рисунок его внешнего вида, строение костей черепа, изображения его нор (жилищ), если они имеются, следов, погадок, погрызов и других распространенных и типичных следов жизнедеятельности животного. (см.приложение 4)

Заключение.
     В ходе проделанной работы выполнили следующие задачи:
     Изучили литературу по данной теме – наиболее доступной нам литературой является книга «Знаете ли вы Млекопитающих Якутии?» Бориса Игнатьевича Сидорова.
     Собрали сведения часто встречаемых животных Верхнеколымского района – Всего нами было опрошено 30 человек. Все они жители этого региона.
     Изучили строение, особенности млекопитающих – отобрано и описано 12 видов животных.
     Создали атласа на программе Microsoft Office Power Point.
     Мы добилась своей цели – создали атлас, по которому можно узнать о животном мире нашего улуса. Это было очень интересно и познавательно. В настоящее время данный атлас используется в Нелемненской, Угольной, Зырянской начальной школах. Атлас легок в использовании и не требует специальных программ.

Список литературы.
Основная
1.      Гнатюк Г.А. и др. География Якутии. Природа. Якутск: ЯГУ, 1996.
2.      Сидоров Б.И. "Знаете ли вы млекопитающих Якутии?" - Якутск: Бичик,2002
3.      Виноградов Н. В. Карты и атласы / Под ред. проф. М. С. Боднарского и инж. М. П. Мурашова. — М.; Л.: 1941. — 192 с., ил., карт.
4.      http://ru.wikipedia.org/wiki/Географический_атлас
5.      http://oxothik.ru/index.php?action=articles&tag=%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0
Картографические источники:
1. Республика Саха (Якутия): Географический атлас. Якутск -Москва, 2000.
              




















Просмотров: 159

Комментарии к этой заметке:

Комментарии добавил(а): Карманов Иван А
Дата: 2017-04-03

Привет Ньургун как работа нормально малодец , работай Я рад за вас всем Арылахсам Привет Учителям Тоже Всех Люблю Целую !!!

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки







Футер