Уроки

Автор: Дьячков В.В.

Дата: 2015-06-17

Уроки проводимые учителями



Интегрированный урок английский язык + география по теме
«Animals of our planet and region»

Цели:

Задачи:обуч

Формирование представлений о фауне мира на базе уже имеющихся знаний Применение знаний из других учебных дисциплин Развитие познавательного интереса Реализация интеллектуальных способностей учащихся

Учебно-методическое обеспечение: мировая карта, презентация фауны, видеофрагмент, раздаточный печатный материал (контурные карты улуса, атласы).

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута) Учитель английского: Goodmorning children. Today we, teacher of geography Vladimir Vladimirovich Учитель географии: И учитель английского языка Тимофеева Вилена Валерьевна проведем урок по теме «Животные нашей планеты и района»
У.А: Today we will learn about animals.
У.Г: И повторим фауну мира.

II Фонетическая зарядка. У.А: First of all lets train our speech. I will read, than you will repeat.
(Отрабатывается хором и индивидуально).
Go my little pony go!
Go,go,go,
Go my little pony go!
Go,go,go,
Gallop pony gallop go!
Gallop,gallop go!
Go my little pony go!
Go,go,go!

III Введение нового материала. 1) У.Г: Ребята, давайте вспомним материки которые вы знаете.(ученики отвечают). А кто знает что такое Эндемики?(ученики отвечают) Эндемики – это животные которые обитают только в одном месте.

Возьмем по 3 эндемика из каждого материка. Например эндемики Австралии: коала, кенгуру, страус. Эндемики Антарктиды: пингвин, морж, кит. Северная Америка: пума, гризли, койот. Эндемики Южной Америки: Лама, пираньи, анаконда. Эндемики Евразии: тигр, бурый медведь, олень.
А сейчас Вилена Валерьевна познакомит вас с названиями этих животных на английском языке.
У.А: Lets start! In the continent Australia live a koala, a kangaroo, an ostrich. In Antarktica live a penguin, a walrus, a whale. In North America live a puma, a grizzly bear, a kayot. In South America live a piranha, a llama, an anaconda. And in the continent euroasia live: a tiger, a brown bear, a deer. 2) У.Г: Кто знает на каком материке находится наш улус, сколько наслегов, чем занимаются люди? У.А: As you know in our region we have many animals.
For example: a wolf, a bear, a fox, a sable, an ermine, a hare, a musk-rat, a moose, a deer, a squirrel. Please, open your copybooks and write down new words.

IV. Закрепление материала, или проверка на понимание материала.
1. Упражнение с пропущенными словами
У.А: Now lets play,we devide you in to 2 groups: Predactors (хищники) and herbivores. У.Г: За каждый правильный ответ вы будете получать травоядные бананы и хищники косточки. У.А: Now I will give you 5 sentences, put the words in to the correct order. Ok lets check your answers (проверка по сладу). 2. Работа по контурной карте. У.Г: Сейчас мы вам раздадим контурные карты нашего улуса и наклейки животных. Ваша задача внимательно слушать Вилену Валерьевну и клеить животных под диктовку. У.А: A deer and a bear live in Utaya. A moose and a wolf live in Usun-Kyol.
A sable and fox live in Nelemnaya. A musk-rut lives in Ugolnoe. A squirrel and an ermine live in Zyryanka. A hare lives in Verchnekolymsk.

So please show me your pictures (проверка на правильность ответов)

3. Игра шифровальщик У.А: The task, you should make the words from this table (на доске висит таблица, дети должны составить слова и быстро перевести их ) Ответ : Keep your nature (берегите лес). Lets count your bananas and bones. The winners are _________ У.Г: Про охрану окружающей среды.





КРНС(Я) аһа5ас уруок конспектара
Даниова В.Я.

Саха таңаһа

( 6-с кылааска аһа5ас уруок конспега)

Үөрэтэр сыала: Үөрэнээччилэри саха таңаһын арааһын, бэйэ – норуотун культуратын искусствотын кытта билиһиннэрии, таңныы сиэрин үөрэтии.

Сайыннарыы сыала: о5о уруокка билиэн-көрүөн ба5атын, толкуйдуур, эппиэттиир, үлэлиир дьо5урун үрдэтии.

Иитэр сыала: Бэйэ норуотун культуратыгар, сиэригэр, искусствотыгар тапталы уонна убаастабылы үөскэтии, интернационализм тыыныгар иитии. Кэтэр таңаска харыстабыллаахтык сыһыаннаһарга, таңныы сиэрин тутуһарга үөрэтии, такайыы.

Туттар-көрдөрөр матырыйааллар:

-сахалыы таңастаах куукулалар.
-«Саха таңаһа», «Сахалыы оһуордар» картиналар.
-литервтурнай этэрээт: «Саха таңаһа» Р.С.Иванова, «Өбүгэ таңаһа уонна итэ5эл» С.И.Петрова.

ТСО: хомус запиһа, магнитофон, телевизор, видеозапись.
-уруок атын предметтары кытта сибээһэ: Саха тыла уонна литературата, история, уруһуй.
Уруок былаана:
1.Организационнай кэм.
2.Видеозапись «Саха муодата».
3.Уруок сыалын, тематын билиһиннэрии.
4.Саха таңаһын арааһа - беседа.
5. Картиналары, альбомнары көрүү.
6. Таңныы сиэрэ - самостоятельнай үлэни билиһиннэрии.
7. Физ. минутка «Саха оһуордара».
8. Чиңэтии 1.Саха таңаһын арааһа
2.Таңас таңныы сиэрэ
3.тургутук* таабырын
* мини -викторина
* силуэтка орнамент уруһуйдааһын (өйдөбүнньүк).
Эппиэт ахсын фишка туттарыы.
9. Түмүк: уруок түмүгэ, сыана туруоруу, дьиэ5э үлэ.
Уруок хаамыыта:
Организационнай кэм кэнниттэн «Сахалыы таңас муодата» видеозапись көрдөрүү. Биһиги бүгүңңү темабыт аата «Саха таңаһын арааһа». Уруокпут үс түһүмэ5инэн ыытыахпыт. Дуоска5а суруллар.
1. Түһүмэх:
Саха таңаһын арааһын билсиһии.
2. Түһүмэх:
Таңныы сиэрин билсиһиннэрии-самостоятельнай үлэ.

.

3. Түһүмэх:
Чиңэтии 1. Таабырын.
2.мини-викторина.
1 түһүмэх:
Норуот тугу хайдах туһанарыттан таңнар таңаһыттан кини дууһатын баайа, өйүн-санаатын сайдыыта, культуратын таһыма көстөр.
Таңас- сап норуот үгэстэрин итэ5элин уонна кэрэ туһунан өйдөбүлүн көрдөрөр.
Хас биирдии норуот таңаһыгар-сабыгар бэйэтэ суоллаах- иистээх, бу норуот тулалыыр айыл5атыттан, олорор усулуобуйатыттан, ойуутуттан-мандарыттан тутулуктаа5а көстөр.

1. Сон арааһа:
а Бууктаах сон- дьогдьуурдаах дьахтар киэргэлгэ кэтэр мааны соно. Кэннигэр биилик, аллараа өттүгэр тыыра5астаах, ол ат миинэргэ табыгастаах буоллун диэн.
б Кытыылаах сон - дьахтар мааныга кэтэр сайыңңы соно.
в Дьахтар таңалай са5ынньа5а.
2. Ырбаахы:
а Халадаай - сиэ5э дьогдьуурдаах, үөһээнэн иңэһиннээх.
б Байбаралаах - тобугар диэри уһуннаан баран байбаранан сал5аан кэбиһэллэр.
3. Кэһиэччик. Ырбаахы үрдүнэн кэтиллэр сиэ5э суох.
4. Бэргэһэ арааһа:
а Дьабака.
б Чомпой.
в Муостаах.
г Дьорбуоңка.
5. Этэрбэс арааһа:
а Сарыы – сымна5ас гына имитиллибит түүтэ суох ынах, сылгы тыһа.
бСаары – сылгы самыытын түү өттүн сүлэн баран, ис өттүн ылан таңастыыллар.
в Тыс – таба, тайах, сылгы.
6. Ыстаан:
а Сулбурутуу – ыстаан, тимэ5э суох, тиэрбэһин быанан иңиннэрэллэр, ол иһин сулбурутуу диэн.
б Тура5ас – сарыыннан тигиллибит кылгас ыстаан.
7. Үтүлүк:
а Тыс – таба, ыт, боро.
б Сарыы.
в Суккун.
г Тарбах.
Чиңэтии: ойуулары көрдөрүү.
2. Түһүмэх:
Таңныы быраабылатын кытта билсиһиэхпит, ол аата сиэрин кытта.
1. Тңныы туһунан .
2. Таңныы быраабылата
3. Атах таңаһын быата соһо сылдьара түктэри
4. Киһи сыыһа – халта таңна сылдарын көрөн баран эппэт аньыы
5. Таңаһы харайыы
6. Кирдээх ис таңаһы мээнэ быра5ар анньыы
7. Таңас киэргэли таптыыр.
Чиңэтии:
Физминутка «Саха оһуордара»
3 түһүмэх:
а Таабырыннар (паранан задание)
• Биир тураах о5отун хоно-хоно баттыыр үһү. (бэргэһэ)
• Уңуо5а суох уон тарбах баар үһү. (тарбах үтүлүк).
• Биэс о5о биир сонноохтор үһү. (үтүлүк)
б мини- викторина.
• Ырбаахы таһынан кэтиллэр (кэһиэччик)
• Ырбаахы арааһа
• Этэрбэс туохтан оңоһуллар
• Бэргэһэ арааһа
• Сон арааһа
• Ыстаан арааһа
(эпиэт аайы фишка туттарыллар)
4.Үтүлүк силуэтин киэргэтии.
(өйдөбүнньүк – аа5ыы)
О5олор үтүлүкпүтүн күн аайы умна5ыт дуу, суох дуу? Оччо5о бу өйдөбүнньүгү аны күн аайы эмиэ умнумаң сөп дуо!
1. Түмүк. а (фишка аа5ыы) сыана туруоруу
б дь. үлэ (хатылааһын).
Бириэмэ ордугар кинигэ иллюстрациятын көрүү.
Күндү о5олор! Бүгүңңү мин уруокпар кэлэн билиини эбиммиккит иһин махтанабын, убаастабыллаах ыалдьыттар бол5омто5ут иһин баһыыбаларың!





Ыһыах – саха национальнай бырааһынньыга.

( 5-с кылааска аһа5ас уруок конспега)

Үөрэтэр сыала: О5олорго билэр опыттарыгар эбии тирэ5ирэн ыһыах ыытыллар сиэрин-туомун, киэргэлин-симэ5ин, аһын -үөлүн, ыытыллар түһүлгэтин билиһиннэрии.

Сайыннарар сыала: Проблемнай сайыннарыылаах уонна КСО элэмиэннэрин туттан, о5олор билиигэ-көрүүгэ тардыһыыларын, уруокка үлэлиир ба5аларын үрдэтии, бэйэлэрин опыттарыгар эбии билиилэрин көрүүлэрин салгыы сайыннарыы.

Иитэр сыала: Саха сиэригэр-туомугар, итэ5элигэр, культуратыгар, үгэһигэр убаастабылы, бэйэ национальнай бырааһынньыгынан киэн туттууну, маны нөңүө бэйэ төрөөбүт дойдубутугар, норуотугар тапталы үөскэтии.

Атын предметтары кытта сибээһэ: история, уруһуй, саха тыла.

Саңа тыллар: түһүлгэ, чэчир, салама, сири иһит, хамсатар, алгыс.

Туттуллар матырыйааллар: салама, сэргэ, ох тыл. Фишкалар, кытыйа, ыстаңалаан, куобахтаан, ат сүүрдэн иһэр ойуулар. О5олор уруһуйдара «Ыһыах» диэн тема5а. Сахалыы оһуордар ойуулара.

Тар5атыллар матырыйааллар: ыраас илиис, фломастер, кроссворд.

Музыкальнай до5уһуол: Хомус тыаһа, алгыс тыла, «Сайын», «һыт-тыа», «һат-һат». Ырыа кассеталара.

ТСО: магнитофон.
Литературнай этэрээт: «Өбүгэ үгэһин харыстаа» (А.Борисов хоһооно)
Уруок былаана:
1. «Һыт-тыа» хомус до5уһуолун иһитиннэрии. 1м).
2.Уруок сыалын, тематын билиһиннэрии (2м).
3.Саха национальнай бырааһынньыга - ыһыах-киирии тыл (1м).
4.Ыһыах түөлбэтэ -о5олор билиилэринэн тирэ5ирэн модель оңоруу (2м).
5.Ыһыах сиэрин- туомун туһунан бэсиэдэ (10м).
6.Икки команда5а арахсан күрэхтэһии (барбыт теманы чиңэтии).
а) «Түһүлгэ» кроссворду таайыы (5м)
б)Таңас сап, киэргэл, викторина (3м)
в) «Саха оһуордара, оһуордары тигии (2м)
г) «Саха астара» хайа команда элбэ5и этэр (3м)
д) «Национальнай оонньуу». Кроссворд таайыы, оонньууну быһааран биэрии(5м).
е) «Фольклор»- заданияны толоруу, көрдөрүү, оһуохайынан түмүк (7м).
7. Түмүк. Дьиэ5э үлэ (3м).

Уруок хаамыыта:
Сайын ис хоһоонун биэрэр сахалыы норуот ырыатын иһитиннэрии. Учуутал: О5олоор бу ырыаны истэн эһиги тугу санаатыгыт?».
«Сөп, сайын туһунан ылланар, онтон биһиэхэ сахаларга туох биир кэрэ күүтүүлээх кэм баарый, ханнык бырааһынньык?» биллэн турар ыһыах.
Бүгүңңү темабыт: Ыһыах-саха национальнай бырааһынньыга. Уруокпут үс түһүмэхтэн турар.

1-кы түһүмэх (дуоска5а суруллар)
1. Ыһыах түһүлгэтэ.
2.Ыһыах – саха национальнай бырааһынньыга (беседа).( Дуоска5а түһүлгэни схемалаан уруһуйдааһын).
2-с түһүмэх:
1.саха национальнай оонньууларынан күрэхтэһиинэн барбыт теманы чиңэтии, хатылааһын.
3-с түһүмэх:
1. Түмүк, сыана туруоруу.

1-кы түһүмэх:
О5олоор, ыһыах - саха дьонун өйүн – санаатын, итэ5элин, культуратын, үлэ5э ситиһиитин, бастың сиэрин-туомун сүдү түмүллүүтэ, ыһыах-Эллэй эһэбит са5аттан үйэ тухары быстыбат үгэспит.
Билигин бастатан ыһыах ыытыллар түһүлгэтин кытта билсиһиэхпит. (бары илииспитин ылан бэлиэттэнэбит)
Түһүлгэ5э: а) бастатан бастың мааны миэстэ5э 9 айыыларга анаммыт сэргэлэр тураллаллар, сэргэ5э сахалыы киэргэллээх-симэхтээх ат бааллар. Кытыынан сэлэлээн чэчирдэр анньыллаллар, чэчирдэр икки ардыларынан саламалар ыйаналлар.
Салама «от-сыл» буоллун диэн от-мас иччтигэр бэлэх биэрии буолар. Сэргэлэр аттыларыгар «алгысчыт» уот оттон айыыларга алгыс этэр. Арыылаах алаадьыннан, кымыһынан, сиэлинэн сыт таһааран айах тутар, кинини сэттэ кыталык кыыс, то5ус туруйа уолаттар арыаллаан киирэллэр. Аны дьон-сэргэ барыта киэргэнэн таңнан-симэнэн кэлэллэр, араас уус-уран оһуордаах, киэргэллээх-симэхтээх сахалыы таңас арааһын таңналлар. Холобур – халадаай. Байбаралаах ырбаахы, кэһиэччик. Бастыңа.




Русский язык

Класс: 6

Тема: Местоимение

Путешествие в город Местоименск.

Цели: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»; закрепить навыки правописания орфограмм ; повторить виды разборов.

Ход урока:

Орг.момент Вступительное слово учителя
(Класс делится на две команды).
Повторение.
. Устный опрос.
- Какие разряды местоимений вы знаете? 9 разрядов.
Личные – я, ты
Возвратные – себя,
Вопросительные – Кто? Что? Какой? Чей?
Относительные- кто, что, каков, сколько, чей.
Неопределенные- некто, кое-кто, нечто, несколько, кое-кто…
Отрицательные- никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Притяжательные- мой, твой, свой, наш, ваш.
Указательные- тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные- весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
Задание по карточкам ( каждая команда получает задание и, выполнив его, приобретает билет).
Образец карточки:

Н...КТОКОЕ(КТО)
Н…ЧТОКОЕ(ЧТО)
Н…КОТОРЫЙК какой смысловой группе относятся данные местоимения?
Н…СКОЛЬКОКак образуются неопределённые местоимения?

Это - МЕСТОИМЕНИЕ.
-Какую часть речи мы называем местоимением?
Итак, все заняли свои места.
Игра «Четвёртое лишнее».
1.СКОЛЬКО, КАКОЙ, ЧЕЙ, МЫ.
2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГо

вопросы: Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно? (вопрос 1-й команде)
Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно? (вопрос 2-й команде).

Работа с раскладушками (правописание местоимений с предлогами).

Игра «Аукцион»

-когда неопределённые местоимения пишутся раздельно?

когда в отрицательных местоимениях пишется в приставке Е, а когда И?

Вопросы командам:

-Какие местоимения называются притяжательными?
-Какие местоимения называются указательными?
Наша экскурсия продолжается. В этом дворце (нарисованный город живет важная персона-это определительные местоимения .Я думаю, что вы их все знаете.
(запись в тетради и определение разряда и рода местоим.)
1.Что волки жадны. Всякий знает.
2.Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит.
3.На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.
4.А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя.
5.Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
6.Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.
-В чём особенность определительных местоимений?
Ну что ж, ребята, наверное путешествие вас утомило? Да или нет?
Шуточные вопросы:

(задаю поочерёдно командам)

1.Когда руки бывают местоимениями?
(когда они вы-мы-ты)
2.Какие два местоимения портят дорогу?

(я-мы) 3.Какой иглой не сошьёшь рубахи? (ежа, сосны) 4.Какой рукав нельзя пришить? (реки) 5.Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного) 6.На каких полях не пашут и не сеют? (на полях тетради) - Отдохнули? А теперь посмотрим, как вы умеете конструировать предложения? Задания по командам.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Жители г. Местоименска остались довольны нашей игрой . Они дарят нам пригласительные билеты на Праздник цветов. Жители очень любят цветы и не жалеют для них местоимений: мои любимые, самые красивые, всякие, любые, другие…
Домашнее задание: напишите, ребята, сочинение-миниатюру «Праздник цветов». Используйте в работе местоимения.
А сейчас МИНУТА НАГРАЖДЕНИЯ! Оценки. Урок окончен.




ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение.

1. ФИО (полностью) Гуляева А.А.
2. Место работы МБОУ АСАОШ
3. Должность учитель
4. Предмет Физика
5. Класс 8
6. Тема и номер урока в теме Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение, урок №11
7. Базовый учебник А.В. Перышкин, Физика 8 класс

8. Цель урока: Дать понятие количеству теплоты, единицам количества теплоты, удельной теплоемкости. Рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение.
9. Задачи:
- обучающие: ознакомление учащихся с количеством теплоты, единицами измерения количества теплоты, с расчетом количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого или при охлаждении и с понятием удельной теплоемкости. Сознательное усвоение данной темы
-развивающие: Развитие у учащихся познавательных способностей, умение использовать полученные знания по теме урока «Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»; привитие способностей логически рассуждать, делать выводы из полученных знаний
-воспитательные: формирование мировоззрения учащихся, раскрытие темы в разделе «Тепловые передачи», дальнейшая активизация познавательной деятельности учащихся
10. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
11. Формы работы учащихся: коллективная
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютерный класс, проектор, интерактивная доска, материалы ФЦИОР
13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)
123567
1Организационный-1) Установить должную дисциплину в классе.2) Отметить отсутствующих.3) Проверить подготовку к уроку.-2
2Повторение пройденного материала11) Организация рабочих мест учащихся (использование ЭОР в качестве готового теста).2) Объяснение условий проверки знаний.3) Поддержание дисциплины во время проверки знаний.1) Соблюдение условий проверки знаний.2) Выполнение заданий за отведенное время15
Изучение нового материала21) Обозначение темы урока.2) Мотивация учащихся.3) Постановка проблемного вопроса.4) Изложение материала (использование ЭОР в виде иллюстрации).5) Выход из проблемной ситуации.1) Активация внимания.2) Вникание в проблему.3) Осмысление проблемы.4) Поиск решения проблемы.5) Решение проблемы.17
Закрепление изученного материала31) Организация рабочих мест учащихся (использование ЭОР в качестве готового теста).2) Объяснение условий проверки знаний.3) Поддержание дисциплины во время проверки знаний.4) Подведение итогов тестирования.1) Соблюдение условий проверки знаний.2) Выполнение заданий за отведенное время7
Задание на дом-1) Обозначение для самостоятельной работы дома.1) Фиксация домашнего задания в дневнике.2
Итог урока-1) Подведение итогов урока.2)Оценка работы учащихся.-2


Приложение к плану-конспекту урока

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1Процесс теплопередачи. Тестовые заданияОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)тестhttp://fcior.edu.ru/card/24930/process-teploperedachi-testovye-zadaniya.html
Количество теплоты как мера изменения внутренней энергииОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)иллюстрацияhttp://fcior.edu.ru/card/1204/kolichestvo-teploty-kak-mera-izmeneniya-vnutrenney-energii.html
Задачи на удельную теплоемкостьОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)тестhttp://fcior.edu.ru/card/10754/zadachi-na-udelnuyu-teploemkost.html


Предмет: физика
Класс: 11
Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
Учитель: Гуляева А.А.

Урок по теме «Лазеры».

Цель урока: ознакомить учащихся с принципом действия квантовых источников света.

План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изложение нового материала.
3. Закрепление.

4. Домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания – было задано составить и решить задачи на следующие элементы знаний: а) энергия и импульс фотона; б) работа выхода; в) радиусы орбит, скорости и энергии электрона в атоме водорода; г) длина волны де Бройля; д) уравнение Эйнштейна для фотоэффекта; е) закон сохранения энергии в электрическом поле. Форма проверки может быть любой, в зависимости от уровня подготовленности класса.
2. План изложения нового материала:
а) Спонтанное и вынужденное излучение;
б) Квантовые генераторы;
в) Трехуровневый лазер;
г) Применение лазеров.
Спонтанное и вынужденное излучение.

Вопросы к учащимся для актуализации прежних знаний (слайд 5):

• В чем суть I постулата Бора? (атом может находиться только в особых стационарных стояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия; из этих состояний одно – основное с наименьшей энергией, остальные состояния - возбужденные).

• Какое состояние называется основным, а какое – возбужденным? (основное стационарное состояние – это состояние с наименьшей энергией, все остальные стационарные состояния с энергией больше, чем в основном состоянии - возбужденные).

• В каком состоянии атом будет существовать дольше – в основном или в возбужденном? (в основном, т.к. это наиболее устойчивое состояние).

• При каких условиях атом излучает энергию? (согласно II постулату Бора излучение света атомом происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное состояние с меньшей энергией).

• Как перевести атом из основного в возбужденное состояние? (сообщить атому квант энергии).

Таким образом, при взаимодействии атома с фотоном может происходить: 1) поглощение света атомом; 2) спонтанное (самопроизвольное) излучение; 3) индуцированное (вынужденное) излучение.
Рассмотрим механизм спонтанного излучения (слайд 6): В возбуждённом состоянии атом находится около 10-8 с, после чего самопроизвольно (спонтанно) переходит в основное состояние, излучая при этом квант света.
Определение спонтанного излучения (слайд 7): Спонтанное излучение происходит при отсутствии внешнего воздействия на атом и объясняется неустойчивостью его возбуждённого состояния.

Понятие о вынужденном излучении (слайд 8): Если же атом подвергается внешнему воздействию, то время его жизни в возбуждённом состоянии сокращается, а излучение уже будет вынужденным или индуцированным. Понятие о вынужденном излучении было введено в 1916 г А. Эйнштейном.
Рассмотрим механизм вынужденного излучения (слайд 9). Вынужденное излучение происходит в результате воздействия на возбуждённый атом кванта света, частота которого совпадает с частотой его спонтанного излучения. Атом при этом переходит на более низкий энергетический уровень, и к первичному фотону добавляется ещё один фотон, ничем не отличающийся от первого. Падающее на атом излучение удваивается, затем может образоваться «лавина» фотонов.
Особенность индуцированного (вынужденного) излучения состоит в том, что возникающая световая волна не отличается от падающей ни частотой, ни фазой, ни поляризацией (резонансный эффект).

Квантовые генераторы (слайд 10)
Оптические квантовые генераторы, излучение которых лежит в видимой и инфракрасной области спектра, называются лазерами.
Название «лазер» - это аббревиатура от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление света посредством вынужденного излучения).

Трехуровневый лазер (слайд 11).
При работе лазера часто используется система трёх энергетических уровней атома, второе из которых – метастабильное со временем жизни атома в нём до 10-3 с. При этом атом при облучении переходит с первого сразу на третий энергетический уровень, затем путем спонтанного излучения – на второй, соответствующий метастабильному состоянию, где атомы «живут» долго. Таких атомов набирается всё больше и создается инверсная населенность энергетического уровня 2. Инверсная населенность энергетического уровня атома - состояние атома, при котором более высокие уровни энергии больше "населены" электронами, чем нижние.

В качестве примера работы трёхуровневого лазера рассмотрим работу рубинового лазера (слайд 12). Основная деталь рубинового лазера – рубиновый стержень. Рубин состоит из атомов Al и O с примесью атомов Cr. Именно атомы хрома придают рубину цвет и имеют метастабильное состояние.

На стержень навита трубка газоразрядной лампы, называемой лампой накачки. Служит для передачи атомам хрома квантов энергии для перехода из основного состояния в метастабильное. Очень быстро образуется «перенаселённость» метастабильного уровня (слайд 13).

Один из торцов стержня зеркальный (для как можно большей задержки фотонов внутри стержня и вызывания как можно большего числа актов вынужденного излучения), другой – полупрозрачный (через него выходит лазерное излучение). Боковая поверхность стержня непрозрачная (слайд 14).

Свойства лазерного излучения (слайд 15):

1) Лазеры способны создавать пучки света с очень малым углом расхождения.
2) Все фотоны лазерного излучения имеют одинаковую частоту (монохроматичность) и одно и то же направление (согласованность).
3) Лазеры являются мощными источниками света (до 109 Вт, т.е. больше мощности крупной электростанции).
Применение лазеров (слайд 16, 17).

Благодаря свойствам лазерное излучение имеет следующее применение:
- Обработка материалов (резание, сварка, сверление);
- В хирургии вместо скальпеля;
- В офтальмологии;
- Голография;
- Связь с помощью волоконной оптики;
- Лазерная локация;
- Использование лазерного луча в качестве носителя информации.
3. Закрепление (слайд 18) - вопросы 1 - 8 на стр. 206 учебника.
4. Домашнее задание (слайд 19) - § 28, задачник Степановой № 1697, 1703, 1723.
По желанию – презентации на темы: «Применение лазеров», «Лазеры, их виды, принцип действия», «История создания лазера».

Источники информации:
• Рисунки – http://www.mger2020.ru/files/lazer-1708.jpg,
http://kitich.ru/blog/img/rubriki/internet/211501.20710_real.jpg,
http://mirpraznik.narod.ru/laser_show_16.jpg
• Диск «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» из серии 1С: Образование, 2003-2006
• Учебник «Физика - 11», Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, М.: Илекса, 2007 г.

Просмотров: 315

Комментарии к этой заметке:

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки







Футер