Уроки

Автор: Дьячков В.В.

Дата: 2015-06-17

Уроки проводимые учителями



Интегрированный урок английский язык + география по теме
«Animals of our planet and region»

Цели:

Задачи:обуч

Формирование представлений о фауне мира на базе уже имеющихся знаний Применение знаний из других учебных дисциплин Развитие познавательного интереса Реализация интеллектуальных способностей учащихся

Учебно-методическое обеспечение: мировая карта, презентация фауны, видеофрагмент, раздаточный печатный материал (контурные карты улуса, атласы).

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута) Учитель английского: Goodmorning children. Today we, teacher of geography Vladimir Vladimirovich Учитель географии: И учитель английского языка Тимофеева Вилена Валерьевна проведем урок по теме «Животные нашей планеты и района»
У.А: Today we will learn about animals.
У.Г: И повторим фауну мира.

II Фонетическая зарядка. У.А: First of all lets train our speech. I will read, than you will repeat.
(Отрабатывается хором и индивидуально).
Go my little pony go!
Go,go,go,
Go my little pony go!
Go,go,go,
Gallop pony gallop go!
Gallop,gallop go!
Go my little pony go!
Go,go,go!

III Введение нового материала. 1) У.Г: Ребята, давайте вспомним материки которые вы знаете.(ученики отвечают). А кто знает что такое Эндемики?(ученики отвечают) Эндемики – это животные которые обитают только в одном месте.

Возьмем по 3 эндемика из каждого материка. Например эндемики Австралии: коала, кенгуру, страус. Эндемики Антарктиды: пингвин, морж, кит. Северная Америка: пума, гризли, койот. Эндемики Южной Америки: Лама, пираньи, анаконда. Эндемики Евразии: тигр, бурый медведь, олень.
А сейчас Вилена Валерьевна познакомит вас с названиями этих животных на английском языке.
У.А: Lets start! In the continent Australia live a koala, a kangaroo, an ostrich. In Antarktica live a penguin, a walrus, a whale. In North America live a puma, a grizzly bear, a kayot. In South America live a piranha, a llama, an anaconda. And in the continent euroasia live: a tiger, a brown bear, a deer. 2) У.Г: Кто знает на каком материке находится наш улус, сколько наслегов, чем занимаются люди? У.А: As you know in our region we have many animals.
For example: a wolf, a bear, a fox, a sable, an ermine, a hare, a musk-rat, a moose, a deer, a squirrel. Please, open your copybooks and write down new words.

IV. Закрепление материала, или проверка на понимание материала.
1. Упражнение с пропущенными словами
У.А: Now lets play,we devide you in to 2 groups: Predactors (хищники) and herbivores. У.Г: За каждый правильный ответ вы будете получать травоядные бананы и хищники косточки. У.А: Now I will give you 5 sentences, put the words in to the correct order. Ok lets check your answers (проверка по сладу). 2. Работа по контурной карте. У.Г: Сейчас мы вам раздадим контурные карты нашего улуса и наклейки животных. Ваша задача внимательно слушать Вилену Валерьевну и клеить животных под диктовку. У.А: A deer and a bear live in Utaya. A moose and a wolf live in Usun-Kyol.
A sable and fox live in Nelemnaya. A musk-rut lives in Ugolnoe. A squirrel and an ermine live in Zyryanka. A hare lives in Verchnekolymsk.

So please show me your pictures (проверка на правильность ответов)

3. Игра шифровальщик У.А: The task, you should make the words from this table (на доске висит таблица, дети должны составить слова и быстро перевести их ) Ответ : Keep your nature (берегите лес). Lets count your bananas and bones. The winners are _________ У.Г: Про охрану окружающей среды.





КРНС(Я) а?а5ас уруок конспектара
Даниова В.Я.

Саха та?а?а

( 6-с кылааска а?а5ас уруок конспега)

??рэтэр сыала: ??рэнээччилэри саха та?а?ын араа?ын, бэйэ – норуотун культуратын искусствотын кытта били?иннэрии, та?ныы сиэрин ??рэтии.

Сайыннарыы сыала: о5о уруокка билиэн-к?р??н ба5атын, толкуйдуур, эппиэттиир, ?лэлиир дьо5урун ?рдэтии.

Иитэр сыала: Бэйэ норуотун культуратыгар, сиэригэр, искусствотыгар тапталы уонна убаастабылы ??скэтии, интернационализм тыыныгар иитии. Кэтэр та?аска харыстабыллаахтык сы?ыанна?арга, та?ныы сиэрин туту?арга ??рэтии, такайыы.

Туттар-к?рд?р?р матырыйааллар:

-сахалыы та?астаах куукулалар.
-«Саха та?а?а», «Сахалыы о?уордар» картиналар.
-литервтурнай этэрээт: «Саха та?а?а» Р.С.Иванова, «?б?гэ та?а?а уонна итэ5эл» С.И.Петрова.

ТСО: хомус запи?а, магнитофон, телевизор, видеозапись.
-уруок атын предметтары кытта сибээ?э: Саха тыла уонна литературата, история, уру?уй.
Уруок былаана:
1.Организационнай кэм.
2.Видеозапись «Саха муодата».
3.Уруок сыалын, тематын били?иннэрии.
4.Саха та?а?ын араа?а - беседа.
5. Картиналары, альбомнары к?р??.
6. Та?ныы сиэрэ - самостоятельнай ?лэни били?иннэрии.
7. Физ. минутка «Саха о?уордара».
8. Чи?этии 1.Саха та?а?ын араа?а
2.Та?ас та?ныы сиэрэ
3.тургутук* таабырын
* мини -викторина
* силуэтка орнамент уру?уйдаа?ын (?йд?б?ннь?к).
Эппиэт ахсын фишка туттарыы.
9. Т?м?к: уруок т?м?гэ, сыана туруоруу, дьиэ5э ?лэ.
Уруок хаамыыта:
Организационнай кэм кэнниттэн «Сахалыы та?ас муодата» видеозапись к?рд?р??. Би?иги б?г???? темабыт аата «Саха та?а?ын араа?а». Уруокпут ?с т???мэ5инэн ыытыахпыт. Дуоска5а суруллар.
1. Т???мэх:
Саха та?а?ын араа?ын билси?ии.
2. Т???мэх:
Та?ныы сиэрин билси?иннэрии-самостоятельнай ?лэ.

.

3. Т???мэх:
Чи?этии 1. Таабырын.
2.мини-викторина.
1 т???мэх:
Норуот тугу хайдах ту?анарыттан та?нар та?а?ыттан кини дуу?атын баайа, ?й?н-санаатын сайдыыта, культуратын та?ыма к?ст?р.
Та?ас- сап норуот ?гэстэрин итэ5элин уонна кэрэ ту?унан ?йд?б?л?н к?рд?р?р.
Хас биирдии норуот та?а?ыгар-сабыгар бэйэтэ суоллаах- иистээх, бу норуот тулалыыр айыл5атыттан, олорор усулуобуйатыттан, ойуутуттан-мандарыттан тутулуктаа5а к?ст?р.

1. Сон араа?а:
а Бууктаах сон- дьогдьуурдаах дьахтар киэргэлгэ кэтэр мааны соно. Кэннигэр биилик, аллараа ?тт?гэр тыыра5астаах, ол ат миинэргэ табыгастаах буоллун диэн.
б Кытыылаах сон - дьахтар мааныга кэтэр сайы??ы соно.
в Дьахтар та?алай са5ынньа5а.
2. Ырбаахы:
а Халадаай - сиэ5э дьогдьуурдаах, ???ээнэн и?э?иннээх.
б Байбаралаах - тобугар диэри у?уннаан баран байбаранан сал5аан кэби?эллэр.
3. Кэ?иэччик. Ырбаахы ?рд?нэн кэтиллэр сиэ5э суох.
4. Бэргэ?э араа?а:
а Дьабака.
б Чомпой.
в Муостаах.
г Дьорбуо?ка.
5. Этэрбэс араа?а:
а Сарыы – сымна5ас гына имитиллибит т??тэ суох ынах, сылгы ты?а.
бСаары – сылгы самыытын т?? ?тт?н с?лэн баран, ис ?тт?н ылан та?астыыллар.
в Тыс – таба, тайах, сылгы.
6. Ыстаан:
а Сулбурутуу – ыстаан, тимэ5э суох, тиэрбэ?ин быанан и?иннэрэллэр, ол и?ин сулбурутуу диэн.
б Тура5ас – сарыыннан тигиллибит кылгас ыстаан.
7. ?т?л?к:
а Тыс – таба, ыт, боро.
б Сарыы.
в Суккун.
г Тарбах.
Чи?этии: ойуулары к?рд?р??.
2. Т???мэх:
Та?ныы быраабылатын кытта билси?иэхпит, ол аата сиэрин кытта.
1. Т?ныы ту?унан .
2. Та?ныы быраабылата
3. Атах та?а?ын быата со?о сылдьара т?ктэри
4. Ки?и сыы?а – халта та?на сылдарын к?р?н баран эппэт аньыы
5. Та?а?ы харайыы
6. Кирдээх ис та?а?ы мээнэ быра5ар анньыы
7. Та?ас киэргэли таптыыр.
Чи?этии:
Физминутка «Саха о?уордара»
3 т???мэх:
а Таабырыннар (паранан задание)
• Биир тураах о5отун хоно-хоно баттыыр ???. (бэргэ?э)
• У?уо5а суох уон тарбах баар ???. (тарбах ?т?л?к).
• Биэс о5о биир сонноохтор ???. (?т?л?к)
б мини- викторина.
• Ырбаахы та?ынан кэтиллэр (кэ?иэччик)
• Ырбаахы араа?а
• Этэрбэс туохтан о?о?уллар
• Бэргэ?э араа?а
• Сон араа?а
• Ыстаан араа?а
(эпиэт аайы фишка туттарыллар)
4.?т?л?к силуэтин киэргэтии.
(?йд?б?ннь?к – аа5ыы)
О5олор ?т?л?кп?т?н к?н аайы умна5ыт дуу, суох дуу? Оччо5о бу ?йд?б?ннь?г? аны к?н аайы эмиэ умнума? с?п дуо!
1. Т?м?к. а (фишка аа5ыы) сыана туруоруу
б дь. ?лэ (хатылаа?ын).
Бириэмэ ордугар кинигэ иллюстрациятын к?р??.
К?нд? о5олор! Б?г???? мин уруокпар кэлэн билиини эбиммиккит и?ин махтанабын, убаастабыллаах ыалдьыттар бол5омто5ут и?ин ба?ыыбалары?!





Ы?ыах – саха национальнай быраа?ынньыга.

( 5-с кылааска а?а5ас уруок конспега)

??рэтэр сыала: О5олорго билэр опыттарыгар эбии тирэ5ирэн ы?ыах ыытыллар сиэрин-туомун, киэргэлин-симэ5ин, а?ын -??л?н, ыытыллар т???лгэтин били?иннэрии.

Сайыннарар сыала: Проблемнай сайыннарыылаах уонна КСО элэмиэннэрин туттан, о5олор билиигэ-к?р??гэ тарды?ыыларын, уруокка ?лэлиир ба5аларын ?рдэтии, бэйэлэрин опыттарыгар эбии билиилэрин к?р??лэрин салгыы сайыннарыы.

Иитэр сыала: Саха сиэригэр-туомугар, итэ5элигэр, культуратыгар, ?гэ?игэр убаастабылы, бэйэ национальнай быраа?ынньыгынан киэн туттууну, маны н???? бэйэ т?р??б?т дойдубутугар, норуотугар тапталы ??скэтии.

Атын предметтары кытта сибээ?э: история, уру?уй, саха тыла.

Са?а тыллар: т???лгэ, чэчир, салама, сири и?ит, хамсатар, алгыс.

Туттуллар матырыйааллар: салама, сэргэ, ох тыл. Фишкалар, кытыйа, ыста?алаан, куобахтаан, ат с??рдэн и?эр ойуулар. О5олор уру?уйдара «Ы?ыах» диэн тема5а. Сахалыы о?уордар ойуулара.

Тар5атыллар матырыйааллар: ыраас илиис, фломастер, кроссворд.

Музыкальнай до5у?уол: Хомус тыа?а, алгыс тыла, «Сайын», «?ыт-тыа», «?ат-?ат». Ырыа кассеталара.

ТСО: магнитофон.
Литературнай этэрээт: «?б?гэ ?гэ?ин харыстаа» (А.Борисов хо?ооно)
Уруок былаана:
1. «?ыт-тыа» хомус до5у?уолун и?итиннэрии. 1м).
2.Уруок сыалын, тематын били?иннэрии (2м).
3.Саха национальнай быраа?ынньыга - ы?ыах-киирии тыл (1м).
4.Ы?ыах т??лбэтэ -о5олор билиилэринэн тирэ5ирэн модель о?оруу (2м).
5.Ы?ыах сиэрин- туомун ту?унан бэсиэдэ (10м).
6.Икки команда5а арахсан к?рэхтэ?ии (барбыт теманы чи?этии).
а) «Т???лгэ» кроссворду таайыы (5м)
б)Та?ас сап, киэргэл, викторина (3м)
в) «Саха о?уордара, о?уордары тигии (2м)
г) «Саха астара» хайа команда элбэ5и этэр (3м)
д) «Национальнай оонньуу». Кроссворд таайыы, оонньууну бы?ааран биэрии(5м).
е) «Фольклор»- заданияны толоруу, к?рд?р??, о?уохайынан т?м?к (7м).
7. Т?м?к. Дьиэ5э ?лэ (3м).

Уруок хаамыыта:
Сайын ис хо?оонун биэрэр сахалыы норуот ырыатын и?итиннэрии. Учуутал: О5олоор бу ырыаны истэн э?иги тугу санаатыгыт?».
«С?п, сайын ту?унан ылланар, онтон би?иэхэ сахаларга туох биир кэрэ к??т??лээх кэм баарый, ханнык быраа?ынньык?» биллэн турар ы?ыах.
Б?г???? темабыт: Ы?ыах-саха национальнай быраа?ынньыга. Уруокпут ?с т???мэхтэн турар.

1-кы т???мэх (дуоска5а суруллар)
1. Ы?ыах т???лгэтэ.
2.Ы?ыах – саха национальнай быраа?ынньыга (беседа).( Дуоска5а т???лгэни схемалаан уру?уйдаа?ын).
2-с т???мэх:
1.саха национальнай оонньууларынан к?рэхтэ?иинэн барбыт теманы чи?этии, хатылаа?ын.
3-с т???мэх:
1. Т?м?к, сыана туруоруу.

1-кы т???мэх:
О5олоор, ы?ыах - саха дьонун ?й?н – санаатын, итэ5элин, культуратын, ?лэ5э сити?иитин, басты? сиэрин-туомун с?д? т?м?лл??тэ, ы?ыах-Эллэй э?эбит са5аттан ?йэ тухары быстыбат ?гэспит.
Билигин бастатан ы?ыах ыытыллар т???лгэтин кытта билси?иэхпит. (бары илииспитин ылан бэлиэттэнэбит)
Т???лгэ5э: а) бастатан басты? мааны миэстэ5э 9 айыыларга анаммыт сэргэлэр тураллаллар, сэргэ5э сахалыы киэргэллээх-симэхтээх ат бааллар. Кытыынан сэлэлээн чэчирдэр анньыллаллар, чэчирдэр икки ардыларынан саламалар ыйаналлар.
Салама «от-сыл» буоллун диэн от-мас иччтигэр бэлэх биэрии буолар. Сэргэлэр аттыларыгар «алгысчыт» уот оттон айыыларга алгыс этэр. Арыылаах алаадьыннан, кымы?ынан, сиэлинэн сыт та?ааран айах тутар, кинини сэттэ кыталык кыыс, то5ус туруйа уолаттар арыаллаан киирэллэр. Аны дьон-сэргэ барыта киэргэнэн та?нан-симэнэн кэлэллэр, араас уус-уран о?уордаах, киэргэллээх-симэхтээх сахалыы та?ас араа?ын та?наллар. Холобур – халадаай. Байбаралаах ырбаахы, кэ?иэччик. Басты?а.




Русский язык

Класс: 6

Тема: Местоимение

Путешествие в город Местоименск.

Цели: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»; закрепить навыки правописания орфограмм ; повторить виды разборов.

Ход урока:

Орг.момент Вступительное слово учителя
(Класс делится на две команды).
Повторение.
. Устный опрос.
- Какие разряды местоимений вы знаете? 9 разрядов.
Личные – я, ты
Возвратные – себя,
Вопросительные – Кто? Что? Какой? Чей?
Относительные- кто, что, каков, сколько, чей.
Неопределенные- некто, кое-кто, нечто, несколько, кое-кто…
Отрицательные- никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Притяжательные- мой, твой, свой, наш, ваш.
Указательные- тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные- весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.
Задание по карточкам ( каждая команда получает задание и, выполнив его, приобретает билет).
Образец карточки:

Н...КТОКОЕ(КТО)
Н…ЧТОКОЕ(ЧТО)
Н…КОТОРЫЙК какой смысловой группе относятся данные местоимения?
Н…СКОЛЬКОКак образуются неопределённые местоимения?

Это - МЕСТОИМЕНИЕ.
-Какую часть речи мы называем местоимением?
Итак, все заняли свои места.
Игра «Четвёртое лишнее».
1.СКОЛЬКО, КАКОЙ, ЧЕЙ, МЫ.
2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГо

вопросы: Когда частицы с отрицательными местоимениями пишутся раздельно? (вопрос 1-й команде)
Когда приставка –кое- с неопределёнными местоимениями пишется раздельно? (вопрос 2-й команде).

Работа с раскладушками (правописание местоимений с предлогами).

Игра «Аукцион»

-когда неопределённые местоимения пишутся раздельно?

когда в отрицательных местоимениях пишется в приставке Е, а когда И?

Вопросы командам:

-Какие местоимения называются притяжательными?
-Какие местоимения называются указательными?
Наша экскурсия продолжается. В этом дворце (нарисованный город живет важная персона-это определительные местоимения .Я думаю, что вы их все знаете.
(запись в тетради и определение разряда и рода местоим.)
1.Что волки жадны. Всякий знает.
2.Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит.
3.На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.
4.А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя.
5.Как сам остался жив, считаю, право, дивом.
6.Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.
-В чём особенность определительных местоимений?
Ну что ж, ребята, наверное путешествие вас утомило? Да или нет?
Шуточные вопросы:

(задаю поочерёдно командам)

1.Когда руки бывают местоимениями?
(когда они вы-мы-ты)
2.Какие два местоимения портят дорогу?

(я-мы) 3.Какой иглой не сошьёшь рубахи? (ежа, сосны) 4.Какой рукав нельзя пришить? (реки) 5.Из какого полотна нельзя сшить платье? (железнодорожного) 6.На каких полях не пашут и не сеют? (на полях тетради) - Отдохнули? А теперь посмотрим, как вы умеете конструировать предложения? Задания по командам.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Жители г. Местоименска остались довольны нашей игрой . Они дарят нам пригласительные билеты на Праздник цветов. Жители очень любят цветы и не жалеют для них местоимений: мои любимые, самые красивые, всякие, любые, другие…
Домашнее задание: напишите, ребята, сочинение-миниатюру «Праздник цветов». Используйте в работе местоимения.
А сейчас МИНУТА НАГРАЖДЕНИЯ! Оценки. Урок окончен.




ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение.

1. ФИО (полностью) Гуляева А.А.
2. Место работы МБОУ АСАОШ
3. Должность учитель
4. Предмет Физика
5. Класс 8
6. Тема и номер урока в теме Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение, урок №11
7. Базовый учебник А.В. Перышкин, Физика 8 класс

8. Цель урока: Дать понятие количеству теплоты, единицам количества теплоты, удельной теплоемкости. Рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение.
9. Задачи:
- обучающие: ознакомление учащихся с количеством теплоты, единицами измерения количества теплоты, с расчетом количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого или при охлаждении и с понятием удельной теплоемкости. Сознательное усвоение данной темы
-развивающие: Развитие у учащихся познавательных способностей, умение использовать полученные знания по теме урока «Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»; привитие способностей логически рассуждать, делать выводы из полученных знаний
-воспитательные: формирование мировоззрения учащихся, раскрытие темы в разделе «Тепловые передачи», дальнейшая активизация познавательной деятельности учащихся
10. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
11. Формы работы учащихся: коллективная
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютерный класс, проектор, интерактивная доска, материалы ФЦИОР
13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урокаНазвание используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя(в мин.)
123567
1Организационный-1) Установить должную дисциплину в классе.2) Отметить отсутствующих.3) Проверить подготовку к уроку.-2
2Повторение пройденного материала11) Организация рабочих мест учащихся (использование ЭОР в качестве готового теста).2) Объяснение условий проверки знаний.3) Поддержание дисциплины во время проверки знаний.1) Соблюдение условий проверки знаний.2) Выполнение заданий за отведенное время15
Изучение нового материала21) Обозначение темы урока.2) Мотивация учащихся.3) Постановка проблемного вопроса.4) Изложение материала (использование ЭОР в виде иллюстрации).5) Выход из проблемной ситуации.1) Активация внимания.2) Вникание в проблему.3) Осмысление проблемы.4) Поиск решения проблемы.5) Решение проблемы.17
Закрепление изученного материала31) Организация рабочих мест учащихся (использование ЭОР в качестве готового теста).2) Объяснение условий проверки знаний.3) Поддержание дисциплины во время проверки знаний.4) Подведение итогов тестирования.1) Соблюдение условий проверки знаний.2) Выполнение заданий за отведенное время7
Задание на дом-1) Обозначение для самостоятельной работы дома.1) Фиксация домашнего задания в дневнике.2
Итог урока-1) Подведение итогов урока.2)Оценка работы учащихся.-2


Приложение к плану-конспекту урока

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждение

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1Процесс теплопередачи. Тестовые заданияОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)тестhttp://fcior.edu.ru/card/24930/process-teploperedachi-testovye-zadaniya.html
Количество теплоты как мера изменения внутренней энергииОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)иллюстрацияhttp://fcior.edu.ru/card/1204/kolichestvo-teploty-kak-mera-izmeneniya-vnutrenney-energii.html
Задачи на удельную теплоемкостьОткрытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)тестhttp://fcior.edu.ru/card/10754/zadachi-na-udelnuyu-teploemkost.html


Предмет: физика
Класс: 11
Учебник: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
Учитель: Гуляева А.А.

Урок по теме «Лазеры».

Цель урока: ознакомить учащихся с принципом действия квантовых источников света.

План урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Изложение нового материала.
3. Закрепление.

4. Домашнее задание.
1. Проверка домашнего задания – было задано составить и решить задачи на следующие элементы знаний: а) энергия и импульс фотона; б) работа выхода; в) радиусы орбит, скорости и энергии электрона в атоме водорода; г) длина волны де Бройля; д) уравнение Эйнштейна для фотоэффекта; е) закон сохранения энергии в электрическом поле. Форма проверки может быть любой, в зависимости от уровня подготовленности класса.
2. План изложения нового материала:
а) Спонтанное и вынужденное излучение;
б) Квантовые генераторы;
в) Трехуровневый лазер;
г) Применение лазеров.
Спонтанное и вынужденное излучение.

Вопросы к учащимся для актуализации прежних знаний (слайд 5):

• В чем суть I постулата Бора? (атом может находиться только в особых стационарных стояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия; из этих состояний одно – основное с наименьшей энергией, остальные состояния - возбужденные).

• Какое состояние называется основным, а какое – возбужденным? (основное стационарное состояние – это состояние с наименьшей энергией, все остальные стационарные состояния с энергией больше, чем в основном состоянии - возбужденные).

• В каком состоянии атом будет существовать дольше – в основном или в возбужденном? (в основном, т.к. это наиболее устойчивое состояние).

• При каких условиях атом излучает энергию? (согласно II постулату Бора излучение света атомом происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное состояние с меньшей энергией).

• Как перевести атом из основного в возбужденное состояние? (сообщить атому квант энергии).

Таким образом, при взаимодействии атома с фотоном может происходить: 1) поглощение света атомом; 2) спонтанное (самопроизвольное) излучение; 3) индуцированное (вынужденное) излучение.
Рассмотрим механизм спонтанного излучения (слайд 6): В возбуждённом состоянии атом находится около 10-8 с, после чего самопроизвольно (спонтанно) переходит в основное состояние, излучая при этом квант света.
Определение спонтанного излучения (слайд 7): Спонтанное излучение происходит при отсутствии внешнего воздействия на атом и объясняется неустойчивостью его возбуждённого состояния.

Понятие о вынужденном излучении (слайд 8): Если же атом подвергается внешнему воздействию, то время его жизни в возбуждённом состоянии сокращается, а излучение уже будет вынужденным или индуцированным. Понятие о вынужденном излучении было введено в 1916 г А. Эйнштейном.
Рассмотрим механизм вынужденного излучения (слайд 9). Вынужденное излучение происходит в результате воздействия на возбуждённый атом кванта света, частота которого совпадает с частотой его спонтанного излучения. Атом при этом переходит на более низкий энергетический уровень, и к первичному фотону добавляется ещё один фотон, ничем не отличающийся от первого. Падающее на атом излучение удваивается, затем может образоваться «лавина» фотонов.
Особенность индуцированного (вынужденного) излучения состоит в том, что возникающая световая волна не отличается от падающей ни частотой, ни фазой, ни поляризацией (резонансный эффект).

Квантовые генераторы (слайд 10)
Оптические квантовые генераторы, излучение которых лежит в видимой и инфракрасной области спектра, называются лазерами.
Название «лазер» - это аббревиатура от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (усиление света посредством вынужденного излучения).

Трехуровневый лазер (слайд 11).
При работе лазера часто используется система трёх энергетических уровней атома, второе из которых – метастабильное со временем жизни атома в нём до 10-3 с. При этом атом при облучении переходит с первого сразу на третий энергетический уровень, затем путем спонтанного излучения – на второй, соответствующий метастабильному состоянию, где атомы «живут» долго. Таких атомов набирается всё больше и создается инверсная населенность энергетического уровня 2. Инверсная населенность энергетического уровня атома - состояние атома, при котором более высокие уровни энергии больше "населены" электронами, чем нижние.

В качестве примера работы трёхуровневого лазера рассмотрим работу рубинового лазера (слайд 12). Основная деталь рубинового лазера – рубиновый стержень. Рубин состоит из атомов Al и O с примесью атомов Cr. Именно атомы хрома придают рубину цвет и имеют метастабильное состояние.

На стержень навита трубка газоразрядной лампы, называемой лампой накачки. Служит для передачи атомам хрома квантов энергии для перехода из основного состояния в метастабильное. Очень быстро образуется «перенаселённость» метастабильного уровня (слайд 13).

Один из торцов стержня зеркальный (для как можно большей задержки фотонов внутри стержня и вызывания как можно большего числа актов вынужденного излучения), другой – полупрозрачный (через него выходит лазерное излучение). Боковая поверхность стержня непрозрачная (слайд 14).

Свойства лазерного излучения (слайд 15):

1) Лазеры способны создавать пучки света с очень малым углом расхождения.
2) Все фотоны лазерного излучения имеют одинаковую частоту (монохроматичность) и одно и то же направление (согласованность).
3) Лазеры являются мощными источниками света (до 109 Вт, т.е. больше мощности крупной электростанции).
Применение лазеров (слайд 16, 17).

Благодаря свойствам лазерное излучение имеет следующее применение:
- Обработка материалов (резание, сварка, сверление);
- В хирургии вместо скальпеля;
- В офтальмологии;
- Голография;
- Связь с помощью волоконной оптики;
- Лазерная локация;
- Использование лазерного луча в качестве носителя информации.
3. Закрепление (слайд 18) - вопросы 1 - 8 на стр. 206 учебника.
4. Домашнее задание (слайд 19) - § 28, задачник Степановой № 1697, 1703, 1723.
По желанию – презентации на темы: «Применение лазеров», «Лазеры, их виды, принцип действия», «История создания лазера».

Источники информации:
• Рисунки – http://www.mger2020.ru/files/lazer-1708.jpg,
http://kitich.ru/blog/img/rubriki/internet/211501.20710_real.jpg,
http://mirpraznik.narod.ru/laser_show_16.jpg
• Диск «Физика 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий» из серии 1С: Образование, 2003-2006
• Учебник «Физика - 11», Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, М.: Илекса, 2007 г.

Просмотров: 600

Комментарии к этой заметке:

Добавить ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки







Футер