Вернуться назад

О психологическом здоровье личности
(классный час для учащихся 6-8 классов)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Но сначала давайте немного поиграем. Рисуночная разминка «Достраивание композиции»

Каждый участник получает лист бумаги. Дается задание: задумать какую-либо композицию для изображения на этом листе, но изобразить только одну из ее характерных деталей. После этого листок передается соседу, то дорисовывает еще какую-нибудь деталь и т.д. Таким образом, рисунки идут по кругу, обрастая разными деталями. Передача листов осуществляется всеми участниками одновременно, по команде ведущего. У каждого участника рисунок находится 15-20 секунд. Переговариваться в процессе выполнения упражнения нельзя.
Когда рисунки проходят полный круг, каждый получает в руки свой листок и может сравнить свой замысел с тем, что получилось в итоге.
Обсуждение: насколько получившиеся рисунки соответствуют вашему замыслу? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось в итоге?
Интерпретация:
Если группа не готова к сотрудничеству – разобщенные, незаконченные картинки.
Если рисунок особенной темы и никто не захотел его переделать – лидер.
Изображение животных – проекция самих себя.
Солнышки – рисуют сангвиники, альтруисты.
Горы – человек находится перед препятствием.
Вода, река, дорога – желание уйти, избежать этой ситуации, убежать или же движение вперед, развитие.
Облака, штрихи – внутреннее напряжение.
Если туча закрывает солнце – человеку плохо, он хочет испортить настроение другим.

Все вы знаете, что такое «здоровый человек»?
Учащиеся отвечают: сильный, активный, занимается спортом. Нет вредных привычек.
Вы все правильно назвали, но здоровье человека можно образно представить тремя блоками (аспектами): физическое здоровье (нет болезней, сильный, активный), социальное положение (питание, образ жизни, уровень жизни), и психологическое здоровье. Например представьте себе, что человек живет очень бедно, фруктов не кушает, целый день работает, физкультурой заниматься некогда. Будет он здоров?
Учащиеся отвечают:
Правильно, вот поэтому мы выделяем с вами и психологическое здоровье. Даже если человек физически здоров, но у него каждый день скандалы. Много работы – он нервничает, устает, ругается, спорит. Как он будет выглядеть? Измученный, круги под глазами? И, в конце концов, может даже заболеть. Психологическое здоровье – это благополучие личности человека, отсутствие проблем и стрессов, умение с ними справляться. Давайте вместе придумаем с вами правила психологической зарядки, проделывая которую вы всегда сможете поддерживать свое психологическое здоровье в порядке.
Итак, выработаем первое упражнение. Как вы думаете, что делает здоровый, счастливый человек, когда утром глядится в зеркало?
Учащиеся отвечают:
Правильно! Первое упражнение – улыбка. Недаром говорят. Что улыбка и смех продлевают жизнь. Даже если вам не очень весело, поглядев на смеющегося человека, мы тоже начинаем улыбаться и настроение улучшается. Если же начнем свой день хмуро, то он так и пройдет, да и окружающие будут не в восторге.
Давайте повернемся друг к другу и весело улыбнемся!

Прежде чем выработать второе упражнение, я предлагаю вам тест, с помощью которого вы сможете оценить степень своей конфликтности.
Тест «Самооценка конфликтности»
Оцените по 7-ми балльной шкале, насколько в вас представлено свойство, приведенное в тесте. 7 баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется данное свойство, 1 балл - что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность.

1. Рветесь в спор7 6 5 4 3 2 1Уклоняетесь от спора
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений7 6 5 4 3 2 1Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать7 6 5 4 3 2 1Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов7 6 5 4 3 2 1Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента (соперника, противника)7 6 5 4 3 2 1Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку7 6 5 4 3 2 1В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер7 6 5 4 3 2 1Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции
8. Не уступаете в спорах7 6 5 4 3 2 1Уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта7 6 5 4 3 2 1Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя7 6 5 4 3 2 1Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Подсчитайте общую сумму баллов и оцените степень своей конфликтности.
60 и более - высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите поводов для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением чувство собственной неполноценности?
50-60 баллов - выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.
30-50 - конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15-30 - конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов - для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение окружающих?

А теперь выработаем второе упражнение нашей психологической зарядки. Представьте себе такую ситуацию – идем мы, весело улыбаемся и нечаянно натыкаемся на человека. Тот зло смотрит и говорит: «Ты что, глаза потерял?! Да чему тебя только в школе учат?! Людей сбивать?» После того как на нас кричали, какое настроение у нас будет? Правильно, испортится. Поэтому мы должны правильно реагировать на конфликты. Итак, второе упражнение – мирное разрешение конфликтов – «Вежливо и мирно».
Улыбку мы не теряем, а вежливо (как бы мы не расстроились и не возмутились) озвучиваем для себя мысли человека, открыто выслушиваем его. Этим вы сможете обезоружить самого сильного грубияна. К тому же подумайте о том, что такое замкнутый круг: сначала расстроили вас, вы идете и срываете зло на однокласснике, а том дома на родителях. Это никуда не годиться. Предлагаю закрепить это правило следующим упражнением.
Упражнение «Проигрывание ситуаций». Предлагается добровольцам разыграть небольшие сценки и продемонстрировать конструктивные способы разрешения конфликта.
Переходим к третьему упражнению. Третье упражнение назовем – «Я люблю себя!». Себя тоже нужно любить, быть самокритичным при этом. Давайте-ка проделаем такое упражнение. Возьмите листочек бумаги и напишите 5 ваших достоинств и 5 недостатков.
Упражнение «Достоинства и недостатки» Учащиеся выполняют упражнение
Молодцы! Теперь посмотрите на свои недостатки. Ведь исправить их не так уж сложно (зачитываются несколько из них и учащиеся вместе подбирают способы). Если мы будем ценить свои качества, мы будем уверены в себе, и никакие проблемы и стрессы не смогут нам помешать.
И последнее правило, которое поможет сохранить нам психологическое здоровье – «Я люблю других». Смотрите, каждый нашел в себе много замечательных качеств, поэтому неправильно, что в другом человеке мы часто видим только плохое. Не бойтесь говорить комплименты, это добавит радости, счастья и оптимизма не только этому человеку, но и тебе самому! Проделаем наше упражнение, скажем друг другу комплимент!
Упражнение «Комплимент». Каждому участнику раздается листочек, на котором он пишет свою фамилию и имя. Затем психолог собирает эти листочки и в случайном порядке раздает в классе. Тот, кто получил листочек, пишет комплимент этому человеку. Затем психолог раздает послания-комплименты учащимся.
Дарите всегда друг другу добрые пожелания и улыбки! Будьте здоровы!